СИЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИДЕР-ЭТО СИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО Нуриева И.Т.

Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности


Номер: 3-3
Год: 2016
Страницы: 172-174
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

сильный государственный лидер, сильное государство, личность, преданное окружение, искусство управления государством, Шах Исмаил историческая личность, политический гений, Strong State leader, Strong State, personality, loyal surrounding, art of state government, historical personality of Shah Ismail, genius politician

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье «Сильный государственный лидер - это сильное государство» было доказано, что, не обладая должным искусством управления государством, не имея необходимых личных качеств и очень преданного, сплоченного и организованного окружения невозможно создать сильное государство и управлять им. Исторические личности на подобие Шаха Исмаила наделены способностями видеть не только настоящее, но и проникнуть своим умом и в будущее. Именно качества стратегических провидцев обеспечивали им динамику политических решений.

Текст научной статьи

«Построение сильного государства - одна из наиболее важных проблем мирового сообщества, так как слабость и разрушение государств служит источником многих наиболее серьезных мировых проблем» [9, cтр. 5]. Функцию государства никогда не следует ослаблять. Роль государства в обеспечении стабильности в обществе настолько высока, что его не может заменить никакая общественная организация. Это доказали своей деятельностью видные государственные деятели недавнего прошлого - такие, как Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль, генерал Шарль де Голль, а в последующие годы Конрад Аденауэр, Франсуа Миттеран, Мао Цзэдун. Именно этими яркими политиками, их усилиями были определены принципы послевоенного миропорядка, глобальной и региональной безопасности [7, стр. 121]. Не имея необходимых личных качеств и не обладая должным искусством управления государством, невозможно управлять государством. Внешняя политика и обеспечение безопасности страны связаны с решением очень широкого круга вопросов. Дальновидный государственный деятель должен учитывать и оценивать целый спектр рисков и возможностей. В нынешних условиях внешняя политика и обеспечение безопасности - это, прежде всего, отстаивание национальных интересов с помощью создания баланса силы и надежной системы обороны. Для реализации этой сложной задачи очень важно, чтобы национальный лидер обладал всеми нюансами искусства управления государством [5, стр. 17]. Мудрое управление государством означает уменьшать и отводить от народа опасность. В этом и заключается суть искусства управления государством. Предназначение сильной власти заключается в том, чтобы подчинить себе условия и обстоятельства времени, извлечь из них максимум пользы для страны. Такое устремление всегда и везде себя оправдывает, укрепляет уверенность в гражданах страны. Мастерски управляя условиями и обстоятельствами времени и пространства, государственный деятель со своей командой продолжает удивлять мир со своими достижениями. Роль личности в истории велика и неоспорима [7, стр. 124]. Одним из таких исторических личностей можно называть Шаха Исмаила Сефеви. Шах Исмаил, как выдающийся полководец и государственный деятель, объединитель азербайджанских земель, создатель Централизованного Азербайджанского Государства, понимал, что, только имея сильную социальную опору, а также используя военно-политические факторы, можно воплотить в жизнь идею о создании мощного государства, способного ответить на внешние вызовы и угрозы. Сефевидское государство с момента основания в кратчайший срок превратилось в могучий военно-политический фактор на всем Ближнем и Среднем Востоке [8]. До Сефевидов в Передней Азии были созданы государства, как, империи Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, которые консолидировали племена азербайджанских тюрков. Шах Исмаил Хатаи, как историческая личность, впервые за всю историю Азербайджана создал государство, где господствующее положение азербайджанцев находило свое подтверждение на всех уровнях [8]. Азербайджанские тюрки составляли военную и политическую элиту, сохраняя за собой статус основной опоры государства. В этот период именно единый государственный язык стал основой становления этнического сознания, без которого нет консолидированного народа и его истории. Шах Исмаил Сефеви исключительно азербайджанский правитель, так, как и он, и его соратники были азербайджанскими тюрками. Государство Сефевидов было создано на территории Азербайджана, его центрами были азербайджанские города Ардебиль и Тебриз, в войсках и при дворе азербайджанский язык занимал господствующее положение на протяжении столетий. Сам Шах Исмаил творил литературные произведения и издавал государственные указы именно на азербайджанском языке. “Родным языком Исмаила был азербайджанский, главной опорой его и его семьи были кочевники азербайджанцы, при его дворе говорили по-азербайджански” [6, cтр. 242-243]. Отношение Исмаила к родному языку было отмечено в его завещании: “Я всегда ставил кусок родной земли выше золота, словечко родной речи-выше драгоценностей. Для вас я сделал все возможное за свою короткую жизнь. Побеждая с мечом в руках, постарался воссоединить воедино раздробленную родину” [1, стр. 2]. Французский иранист Жан - Поль Ру в своей книге «История Ирана и иранцев» пишет о происхождении Шаха Исмаила Сефеви следующее: «Шах Исмаил родился в Ардебиле, в Азербайджане, и его семья принадлежала к основанному шейхом Сафи - ад - дином религиозному ордену Сафавиййа, или Сефевидов, издавна пользовавшемуся широкой известностью, которая выходила далеко за границы провинции. …Основали и правили им (Сефевидским государством) не иранцы, а тюрки, и они еще долго будут его властителями» [2, cтр. 302, 305]. Не менее убедительны аргументы другого известного французского историка и тюрколога Жан - Луи Бакэ - Грамонта: «Исмаил создал в Азербайджане идеальное тюркское государство, был обожествлен. …Шах Исмаил был общепризнанным вождем полукочевых кызылбашских племен, которые возвели его на трон» [3, cтр. 142]. Однако, несмотря на то, что империя Сефевидов была создана и расширена благодаря отваге тюркских племен, Жан - Поль Ру считает обязательным отдать должное ее правителям: «При всей власти, приобретенной тюрками,…основатель династии, а также его преемники гениально сумели, несмотря на неизбежные кризисы, приучить совместной жизни в одном государстве людей, которые раньше чаще всего подчинялись разным властям, сражались меж собой, говорили на разных диалектах или на разных диалектах или на разных языках, не все поначалу исповедовали одну и ту же религию, находились на разных стадиях развития и вели совершенно разный образ жизни в зависимости от того, были ли они горожанами, крестьянами или кочевниками» [2, cтр. 306]. Тот факт, что Азербайджан впервые за все средневековье получил официальный статус политического центра империи, объединившей Иран и Азербайджан именно при Сефевидах, также подтверждает прямую и неразрывную взаимосвязь этой династии с азербайджанской государственностью. Известный азербайджанский историк XVI века Искендер Мюнши пишет: «Шах Аббас сохранил гордое название «Азербайджан - наследственное владение Сефевидов». Столицей Азербайджана объявляется Ардебиль» [4, cтр. 298]…Именно в данном городе в свое время и зародилась династия Сефевидов, откуда ее представители начали объединять разрозненные азербайджанские территории. Эта традиция сохранялась вплоть до свержения тюркской династии Каджаров (1795-1925) в Иране, когда в результате государственного переворота власть перешла в руки Пехлевидов, этнических персов по происхождению. Все это доказывает, что Шах Исмаил великая личность отечественной истории. Будучи 14-летним юношей, Исмаил создал и управлял столь мощным государством как Сефевидская империя, потому что у Шаха Исмаила было очень сплоченное и организованное окружение, которое также боролось за создание централизованного Азербайджанского государства, которое его наставляло и направляло. Историческим фактом является то, что именно вокруг Исмаила стягивалась азербайджаноязычная образованная часть населения того времени [8]. Несмотря на очень юный возраст Шаха Исмаила, его талант полководца, смелость воина и ум правителя всегда восхищали правителей на Востоке и на Западе. Как историческая личность Шах Исмаил, имеет способности видеть не только настоящее, но и будущее. Именно эти качества обеспечивали его динамику политических решений. Азербайджанцы являются наследниками некогда созданной великой державы, в которой были объединены различные этносы, считающие ее своей Отчизной. Специфической чертой Сефевидского государства была преемственность традиций государственности, а также толерантности, поликультурного и полинационального государства. Языки народов, населявших империю Сефевидов, сохранились и по сей день, являясь таким же историческим наследием, как памятники искусства и архитектуры [8]. Образ Шаха Исмаила был и остается примером того, каким колоссальным духовным и физическим потенциалом вознаградила природа азербайджанский народ. Наши отцы, деды и прадеды по кирпичику закладывали фундамент азербайджанской государственности для будущих поколений. И все это бесценное богатство принадлежит азербайджанскому народу.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.