ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И ЭТИЧЕСКИХ НОРМ В СЕМЬЕ ЧЕЧЕНЦЕВ Хасбулатова З.И.


Номер: 3-5
Год: 2016
Страницы: 23-26
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

нравственное воспитание, чеченцы, этикет, семья, культура, традиция, moral education, Chechens, etiquette, family, culture, and tradition

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В представленной статье мы стремились по мере возможности свести в одно целое некоторые сведения о чеченском этикете, нормах поведения и высказать соображения по некоторым проблемам.

Текст научной статьи

Культура поведения, нормы поведения, этикет (гlиллакх-оьздангалла) - это часть мировой культуры. Известно, что чеченцы никогда не жили замкнуто, изолировано, без общения с другими народами. С древних времен чеченцы общались не только с ближайшими соседями русскими, но и с другими близкими и дальними народами. Об этих связях говорят, как археологические памятники, письменные источники, так и полевые этнографические материалы. Следует отметить и такие совместные основы мировой культуры, как взаимообогащение, взаимовлияние и взаимообмен культур. Известно и то, что в таких случаях любой народ, в том числе и чеченский, воспринимает и привносит в свою культуру в основном то, что ему близко по психологии, образу жизни. Естественно, мы обращаемся сегодня к чеченской культуре прошлого потому, что в ней заложен генетический код. Древняя чеченская поговорка гласит: «Гlиллакх-оьздангалла доцу чохь - ирс хир дац. - Там, где нет нравственности, не будет и счастья» [1]. Чеченцы, будучи в прошлом долгое время бесписьменным народом, создали интересную, глубоко и тонко продуманную систему неписаных нравственных норм поведения, касающихся практически всех сторон жизни и деятельности, характеризующих сложные взаимоотношения в семье, в быту, в обществе и даже на уровне управленческих (государственных) деятелей. «Гlиллакх-оьздангалла» можно сформулировать, как комплекс этикетных (обычных) правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям: обхождения с окружающими, формы обращения, приветствий, поведения в общественных местах, манеры поведения, одежды и др. Этикет - составная часть «внешней культуры общества», культура поведения. Чеченцы уделяли большое внимание воспитанию в семье. Воспитанием снох и дочерей занималась свекровь, которая достаточно тактично по мере возможности, направляла их поступки в соответствии с нравственными нормами семьи, рода. Методы воздействия свекрови на сноху были нередко посредственными: за какие-то недостатки или просчеты она ругала дочь «ала йIоIе, хаза несана» - скажи дочери, чтобы слышала сноха. Это выражение до настоящего времени бытует у чеченцев. Этика семьи чеченцев учит сноху жить по примеру свекрови. Свекровь прямо или в иносказательной форме наставляла сноху, что необходимо научиться терпению: «собар динчо, лам баккхина» - кто имел терпение, свернул горы; «собар - хьекъал ду» - терпение - это ум; «ворхаза дуста, ц1а, хададе» - семь раз отмерь, один раз отрежь. В некотором отношении в воспитании снохи принимали участие и соседи: учили ее немногословности «дукха къамелаш дича - г1алат долу» -когда много говоришь, то можно ошибиться; ахьа гондарнах лерача, хьо ларар ду хьуна» - уважительное отношение к окружающим - это уважение к себе и т.д. Такие и подобные советы давали соседи, родственницы молодой снохе [2]. Чеченцы внушали, что суть «г1илакх - оьздангал» составляет особо уважительное отношение между людьми, можно сказать, тонкое искусство понимать, чувствовать другого человека, умение входить в его положение, оказываться на его месте, не позволять себе ни жалеть, ни делать ничего такого, что не пожелаешь себе, что «гIиллакх - оьздангал» служит формирующим началом счастья человека, определяет его человечность и порядочность. Родители и взрослые должны были играть роль постоянного примера для детей. Уважение детей к старшим проявлялось в послушании. Чеченцы считали, да и сейчас считают, особенно люди старшего возраста, что ребенок с очень раннего возраста должен понимать значение таких слов «мегар дац, мегар ду» - это можно делать, а это нельзя. Дети довольно быстро привыкали и привыкают к этим требованиям и как-то приучались, как отмечают многие наши информаторы, на них реагировать. Но чтобы учить детей тому, что нельзя или можно, взрослые должны были действовать так, чтобы быть примером для детей. Об этой стороне воспитания указывал, еще Л. Н. Толстой. Он писал: «... Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, т.е. самому двигаться, воспитываться. Только этим люди влияют на других, воспитывают их, и тем более на детей, с которыми они связаны», и дальше: «Все трудности воспитания вытекают от того, что родители, не только не исправляясь от своих недостатков, но даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях. В этом вся трудность и вся борьба с недостатками. Дети нравственно гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не высказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков - лицемерие родителей, и теряют к ним уважение интерес ко всем их поучениями» [3]. Вместе с нравственными категориями «г1иллакх - оьздангал» у чеченцев были популярны и такие категории нравственности, как «совесть» и «порядочность». Чеченцы говорили: «яхь хила еза, хьаг1 хила ца еза» люди должны соблюдать соревновательность, не должны иметь зависть». Видимо, этим следует объяснять, что у чеченцев совесть и стыд были присущи как отдельным представителям народа, так и всему народу. Поэтому говорят: «эхь-има долyш орам бу цуьна», - у него (нее) в корнях отсутствует совесть; «Дала лара дойла вай къематдинахь а эхь- има доцчу нахах» - Дай Бог, чтобы мы не встретились и на том свете с бессовестными людьми[4]. Чеченцы очень доверяли совестливому человеку. Если человек стыдился, «краснел», то считалось, что он осознает свое упущение, способен улучшить свой нравственный уровень, совершенствоваться. Частью подготовки к семейной жизни было формирование у молодежи, достигшей брачного возраста определенных норм поведения по отношению друг к другу, поскольку эти отношения представляют часть жизнедеятельности всего общественного организма, и поэтому их формы выражения также зависят от тех этикетных норм и правил поведения, которые существуют в обществе. Строгие правила поведения и взаимоотношений не давали чеченским юношам особой раскованности, что заставляло находить этикетно-приемлемые и в большинстве случаев «непрямые» формы для раскрытия чувств и отношений между молодыми людьми. Этнография жизни чеченцев в Казахстане показывает, что они старательно соблюдали свойственные им национальные обычаи и традиции, несмотря на то что находились в мульти- культурной среде. Если внимательно приглядеться к чеченцам, то можно заметить у них особенности в поведенческой культуре, отличающие их от других этносов. Например, женщина в повседневной жизни всегда должна быть с левой стороны от мужчины, так как правая сторона более активная, и мужчина в случае непредвиденных обстоятельств мог бы защитить ее. Девушка при встрече отвечает на приветствия, только если это близкий родственник. Если девушка приветствует первой, то это свидетельствует о ее симпатии к молодому человеку. При встрече людей разных возрастов обязательно первым здоровается младший по возрасту, и если разница в возрасте большая, то не за руку[5] В народном воспитании и в воспитании нравственном и эстетическом в частности существовало взаимодействие семейного и общественного воспитания. Дети несли ответственность за свое поведение не только перед всей общиной, члены которой могли делать замечание по поводу их поведения. Считалось, плохим поведением ребенок позорил не только свою семью, но и всех близких родственников. Общественное мнение играло большую роль в деле воспитания и способствовало практическому опыту взрослых. Выразителем общественного мнения являлась «пхьоьг1а» - общинное собрание, которое руководило всей жизнью соседской общины, оказывая существенное моральное воздействие как на родителей, так и на детей. В ряду многообразных средств организационных форм воспитания у чеченцев большое место занимали нравоучения, даваемые подрастающему поколению вне семьи. Рассказы стариков на сельских площадях о выдающихся, часто легендарных, народных героях, которые прославляли славили ославляли свой род народ, принося свою жизнь в жертву и т.д. Поговорки и пословицы, посвященные нравственности заключали в себе общие принципы нравственного воспитания, являлись устойчивыми и содержали такой запас назидательной и разъяснительной силы, что постулаты, как «будь таким - не будь таким», «делай так - не делай так», оказывали большое воспитательное воздействие. Можем утверждать, что все воспитательные средства чеченской народной педагогики находились в неразрывной, неотделимой связи друг с другом. Нормы нравственного поведения людей в семье и в обществе в прошлом Чечни отражены в обычном праве (адатах) чеченцев, за соблюдением которых следило общество, а их нарушение осуждалось. С самых малых лет как семья, так и общество в целом, вырабатывали и закрепляли у детей и подростков такие качества, как уважение к старшим, к родителям, лицам противоположного пола, чувство долга, чести, гостеприимства, бережного отношения к окружающей среде, оказание помощи слабым и бедным, скромность в быту, умение защищать честь семьи и общества и др. Одним из основных нравственных требований к молодым людям было, чтобы они росли, стыдясь своих неправильных поступков - «эхьа има долуш». Старшее поколение, имеющие жизненный опыт, давало необходимые в тех или иных случаях советы, считая это своим долгом, обязанностью. Традиция достойного отношения к старшим выражавшаяся обычно внимательным отношением к ним, также прислушивались к их советам. Чеченская этика не допускала выставления молодыми себя на первый план, самовосхваления, а также не допускали, считалось неприличным упоминать о сделанном хорошем и т. д. Чеченцы учили своих детей на положительных примерах старших. На формирование ребенка влияли не только родители, но и родственники. Особое внимание уделяли дисциплированности ребенка. От ребенка требовали выполнения правил поведения, которые вырабатывались веками обществом. Условием правильного воспитания подрастающего поколения считалось привитие детям нужных нравственных качеств с раннего возраста. «Серах ца бина хоз, хьокханах хир бац» - гни кол пока хворостина, вырастит гнуть не сможешь, т.е. воспитывать нужно смолоду, гласит народная мудрость. Основными средствами, методами воспитания были: метод убеждения, наставления, поучения. Главное внимание уделялось тому, чтобы у детей вырабатывались такие привычки, как терпение, упорство, настойчивость в этике поведения во всех сферах жизни, причем в своем доме эта степень лишь ненамного ниже, чем в гостях или в общественном месте[6]. Итак, нравственное воспитание - двуединый феномен, он укоренен, органически связан с моральными нормами и ценностями с одной стороны, а с другой - проявляется в эмпирически наблюдаемых формах поведения. Универсальные, общечеловеческие ценности (почтительное отношение к старшим, родителям, женщинам, гостеприимство, понятие чести, достоинства, такие черты характера, как скромность, благосклонность и др.) являются определяющими характер коммуникативной ситуации. В целом, такой набор характерен не только для чеченцев, но и для любого народа. Для чеченцев важно было знать и соблюдать установленные правила поведения, для приобретения их (норм, правил поведения) была каждодневная жизнь, пример родителей, старших и т.д. Высокие моральные качества были предначертаны богом, и основная задача человека - следовать только этим предначертаниям. Считалось правильным (этичным), если сын следовал заветам отца; непослушные дети рассматривались как неблагодарные и были наказанием для родителей. Этикетные установки видоизменялись, приспосабливаясь к новым условиям, продолжали свою жизнь. Культура по своей природе синкретична: в ней нашли отражение представления, бытовавшие у различных земледельческих и скотоводческих народов. Старшие как мужчины, так и женщины, в прошлом играли значительную роль в жизни народа, вбирая в себя народную дипломатию и совесть, политику, экономику, и законы и указывали все то, без чего народ не может сохраниться как народ. И что народ является создателем и носителем этикета, который воспитывает его характер и соответствует его (чеченской) психологии. Полевые материалы показывают, что многие чеченцы старшего поколения сохранили этикет («г1иллакх-оьздангал») до наших дней, сочетая и считаясь с новыми нормами жизни.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.