ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «МЕЖДУНАРОДНАЯ КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА» ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ Соломаха Е.Н.

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Номер: 3-6
Год: 2016
Страницы: 42-43
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

Современная социальная действительность неизменно влияет на условия, формы и содержание подготовки и профессиональной деятельности любого специалиста. Общецивилизационные сдвиги конца двадцатого века уже поставили вопрос о необходимости формирования гуманитарной культуры личности и общества. При этом усиление внимания к вопросам культуры влечет за собой и интерес к преподаванию дисциплин, заключающих в себе ту или иную культурологическую нагрузку. В частности, к такой дисциплине, как «Международная культурная среда». Именно культура формирует способность к сопереживанию и пониманию, к диалогу, к раскрытию человеческого в человеке. Прежде всего, культура ориентирована на ценностный подход к человеческой личности. А составными частями мировоззренческой основы этой личности будут являться ее мироощущение, ее отношение к действительности и осознание ее собственного «я», а также историческое сознание себя как части некоего целого историко-культурного сообщества. Здесь обнаруживается сфера интересов исторической антропологии, которая выдвигает на первый план проблемы механизма развития культуры, пытается ответить на вопросы о том, каким образом культура передается во времени (от поколения к поколению), как осуществляется процесс взаимодействия культур, каково содержание этого взаимодействия и куда направлен ее вектор. В фокусе интересов исторической антропологии находится конкретный исторический человек с его опытом и образом поведения, обусловленными культурой. А курс «Международная культурная среда» рассматривает человека в любой цивилизации как субъекта культуры на фоне цивилизационного контекста и выходит на проблему межкультурной коммуникации, ведь уважительное и позитивное принятие другой личности должно быть неотъемлемой частью мировоззренческих основ современного человека. Препятствием к межкультурному взаимопониманию может являться этноцентризм, когда большинство людей судят о чужих культурных ценностях, используя в качестве критерия свои собственные. Еще одним препятствием может являться незнание и непонимание особенностей национального характера и культуры. Например, в японском языке предложение «Я постараюсь» и слово-предложение «Да» не воспринимаются буквально: их семантика зависит от контекста. Случаи вербальной агрессии приобретут двойную силу, если японец к мужчине обратится в женском роде, выражение лица при этом будет оставаться самым вежливым. У абиссинцев выражение «Рад вас видеть» по отношению к женщине является «табу», т. к., в силу традиций этой культуры, воспринимается как сексуальное домогательство. Итак, человек изготовлен культурой той или иной цивилизации. Он изучает языки культуры, чтобы быть ей адекватным: язык одежды, язык жестов, язык ганца, язык эмоционального общения. Цель курса «Международная культурная среда» состоит в том, чтобы познакомить студента со спецификой языков культуры в контексте любой известной цивилизации. От знания этих языков зависит успешность диалога человека с миром. Через знакомство с многообразием культурных ценностей, изучение сущности и структуры культуры, исследование творческого потенциала личности как субъекта культуры идет формирование гуманистического мышления человека.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.