ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ «ПСИХОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ» В ХХ ВЕКЕ Прахт Т.С.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ


Номер: 3-6
Год: 2016
Страницы: 83-86
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

Процесс развития науки и техники ведет к компьютеризации основных направлений общечеловеческой деятельности. При сотрудничестве человека с инновационными информационными разработками (компьютерами, различным программным обеспечением) неизбежно происходит слияние видов деятельности общества с информационными системами. Информатизация и компьютеризация в сфере жизнеобеспечения приобретают значительный размах. Компьютерная техника охватывает все более обширные направления человеческого взаимодействия, трансформируя не только отдельные явления и действия, но и жизнь общества в целом, оказывая влияние на все психические процессы. В настоящее время, одно из центральных мест в психологии занимают изучения, связанные с проблематикой общения. Изучение специфики, которая свойственна процессам общения через телекоммуникационные устройства, способно нейтрализовать и оградить общество от возможных отрицательных последствий внедрения компьютеров в межчеловеческое взаимодействие и, в то же время, служит преумножению позитивных фактов в участии компьютеров в межличностных контактах. Огромное количество исследований посвящено изучению процесса общения, опосредованного техническими способами передачи информации. С методологической точки зрения, вполне обоснованно предположение, что результаты проведенных исследований особенностей процессов коммуникации в условиях опосредования ее компьютерами не только внесут значительный вклад в развитие психологической науки, но и послужат значимым заявлением при разрешении острых вопросов, имеющих своей целью обоснование социальных аспектов информатизации современного общества.[2] Компьютеризация, безусловно, имеет свойственные данному явлению, психологические последствия, то есть совокупность трансформаций, провоцируемых ею в психике. Эти перемены значительны и относятся в науке к сознанию и бессознательному, к личности и индивидуальности, познавательным и эмоционально-мотивационным процессам. Перемены могут быть ситуативными и устойчивыми, прямыми и побочными. Детальное изучение этих последствий, на сегодняшний день, одна из наиболее актуальных задач современной психологии. Стоить отметить, что сам термин «психология компьютеризации» берет свое начало именно в Российской науке. В силу целого ряда причин, направление, именуемое во всем мире как «взаимодействие человека с компьютером» (human-cоmputer interaction, или HCI) и считается крайне респектабельным и научно обоснованным, ни в СССР, ни в России так и не «вписалось» в разделы академической науки (с книгами и журналами, кафедрами и факультетами, учебными курсами и диссертациями, студентами и аспирантами). А комплекс когнитивных наук (объединяющий искусственный интеллект, нейропсихологию и нейрофизиологию, философию, психологию познавательных процессов, лингвистику, HCI и другие научные направления) и все еще продолжает разрабатываться и формироваться. Влиянию компьютеров на жизнь человека в своих работах уделял большое внимание О.К.Тихомиров. [7].Именно он первым ввел понятие «психологии компьютеризации» (середина 80-х гг), тогда компьютерная техника перерождалась в информационные технологии. В начале 90-х годов до нашей страны дошла глобальная информационно-коммуникативная разработка, известная как всемирная паутина, т.е. сеть интернет. Сам Тихомиров говорил, что еще его работы касательно процессов мышления, проведенные в 70-х годах, уже способствовали становлению «психологии компьютеризации» как самостятельной области психологических исследований [7].Также Тихомировым О.К. впервые была сформулирована проблема психологических последствий всеобщей компьютеризации. Начальный опыт в этой отрасли отображен в коллективной монографии «человек и компьютер» в 1972 г. За год до издания монографии была опубликована книга киевских специалистов «человек и вычислительная техника». Данные книги и представляют собой первые в стране коллективные монографии на эту тему. Тихомиров непреклонно призывал к сотрудничеству наук информатики и психологии.[2,4] Обратимся к первоначальному этапу становления этой «дисциплины». Для пришедших в психологию в 1950-е годы деятелей науки, одной из наиболее актуальных методологических, экспериментально-психологических и практических задач было отстоять специфичность психологического познания в условиях расширения и развития наук кибернетического цикла (теории информации, кибернетики, теории интеллектуальных систем, эвристики и эвристического программирования, бионики, искусственного разума и др.).[3] Не менее важной задачей явилось обнаружение, обсуждение и, по возможности, преодоление ограничений, присущих информационно-модельным представлениям, проникшим непосредственно в «тело» психологической науки - информационным конструктам психики, имитационному или ситуационному моделированию, программному обучению, алгоритмическим моделям творчества, концепции гибридного интеллекта и т. п. Можно с уверенностью сказать, что основой противопоставления явилась психология мышления. Стоить обратить внимание, что значительная часть исследований в области «психологии компьютеризации», была осуществлена на игровом материале. Исследования игрового поведения проводились в разные годы. Особенно известными стали изучения поведения в игре, выполненные с привлечением компьютерных игр. Начало подобным исследованиям было положено в середине 1980х гг.[5] Объектом этих исследований были так называемые «геймеры». Люди, которые время бодрствования проводят в реальности компьютерной игры. В исследовании с участием «геймеров» была раскрыта бытующая у них сложно организованная система установок на этот счет. Она включает слияние знания о негативных последствиях этого явления с рядом других факторов (когнитивных, эмоциональных), которые, по-видимому, перевешивают для них значимость негативных последствий увлечения виртуальными играми. Позитивно была оценена перспектива, согласно которой компьютерная игра позволяет человеку испытать себя в ранее не доступных для него в реальности ролях. Данный нюанс стал впоследствии одним из доминирующих при создании современных игр. Немаловажным для своего времени можно признать вывод, ныне представляющийся вполне очевидным, что помощь компьютера (теперь уже и сети Интернет) позволяет создать отдельные классы игр, до того не известные ни специалистам, ни игрокам предшествующих поколений. Если компьютеры ранее создавались для решения проблем, то в игровых интерпретациях они призваны смоделировать проблемы, причем весьма сложные, однако при этом представлять средства для постепенной нейтрализации таких проблем [5,7]. Вслед за ранними и приоритетными исследованиями опосредствованной компьютерами игровой деятельности последовало значительное количество эмпирических исследований. Разработки такого рода вызвали очевидный интерес поздних поколений научных исследователей в нашей стране и потому продолжаются.[1] В последние десятилетия ХХ века выполнены исследования, посвященные разнообразным психолого-педагогическим аспектам опосредствованной компьютерами и Интернетом игровой деятельности[1,6].Характерно, что они выполнены в разных городах и университетах нашей страны: Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Нижнем Новгороде, Кемерово, Краснодаре, Саратове. Активность пользователей в сети интернет имеет право быть выделенной в особое направление, так как имеет множество характерных особенностей по сравнению с любым другим видом применения информационных технологий. Данный вид деятельности стало возможным совершенно очевидно разделить на три вида: коммуникативную, познавательную и игровую. По результатам психологической интерпретации полученных в ходе экспериментов данных было продемонстрировано, что в основе деятельности пользователей Интернета основными являются следующие мотивы: деловая мотивация, познавательная мотивация, мотивация сотрудничества, мотивация самореализации, pекреационная и игровая мотивация, аффилиативная мотивация, мотивация самоутверждения, коммуникативная мотивация. Коммуникативная активность в Интернете подразумевает ряд разнообразных проявлений. Помимо коммуникаций посредством электронной почты, «сеть» предоставляет своим пользователям уникальную возможность общаться в режиме «здесь и сейчас», в так называемом «чате». Эта разработка открывает возможность общаться в режиме реального времени как с большим количеством активных пользователей, так и осуществлять коммуникацию с отдельным индивидом. Выделенные выше разновидности мотивов отражают основные показатели мотивационной направленности личности: продуктивную, социально-коммуникативную, познавательную, развивающую. Эти типы мотивации проявляются в соответствующих направлениях деятельности, осуществляемой посредством интернета: оказание помощи сторонним пользователям, интеллектуальная и творческая самореализация, поиск подходящего сообщества, аффилиативные тенденции, гендерное самовыражение и т. д. Особый интерес представляла группа пользователей, чья мотивация связана с разнообразными вариациями внутриличностного самоутверждения (аффилиация, самооценка, дружеская и профессиональная помощь, социальное самовыражение, достижения социального статуса и авторитета). Эту группу пользователей характеризует своеобразный деловой подход к использованию интернета, они не только осознают, но и успешно используют его ограничения как формы общения. Деятельность в сети является не личностной целью, а средством достижения профессиональных, деловых целей и результатов, которые приводят к успешному самовыражению. Стоит отметить универсальность и эффективность данного средства, так как позволяет осуществлять удовлетворяющие функции в различных сферах общественной активности: личностной, познавательной, социальной, профессиональной. Необходимость развития и дальнейшего продвижения «психологии компьютеризации» подчеркивает тот факт, что ко всем положительным последствиям применения информационных технологий добавляются и отрицательные. Так, навигационные действия по интернет сети (связанные с одним из описанных выше видов деятельности), могут способствовать развитию своеобразного избегания реальности, учащению случаев проявления зависимости от интернета, при котором процесс навигации вовлекает или «затягивает» индивида настолько, что он оказывается не в состоянии успешно и результативно функционировать в реальном мире. В более глобальном развитии можно представить появление аутизации пользователей компьютера и интернета при увлечении моделированием, виртуальным переживанием различных жизненных ситуаций. Итак, обнаруженная динамика опосредования общественной жизни компьютерными технологиями заключает в себе как негативные, так и позитивные проявления. Позитивные последствия связаны с развитием игровой активности, творчества, импровизации, достижением жизненного успеха и вовлечением в мировой информационный процесс. Негативные последствия сопряжены прежде всего с тем, что интернет зависимость уводит от реализации в настоящем и общения, требуя огромного количества времени.[2,6] Следует отметить что термин «психология компьютеризации» так и не закрепился как самостоятельное научное направление. Сейчас уже актуально говорить и психологии интернета как о системе взаимодействия людей.[1,8] Компьютер стал всего лишь инструментом для выхода во всемирную сеть, но и понятия «психология интернета» как такового в науке не существует. Несмотря на это разработки активно ведутся и с каждым днем человек все более детально познает природу психологических последствий влияния компьютера на свою жизнь и личность.[8]

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.