РЕЛИГИОЗНЫЕ МОТИВЫ В ВОЕННОЙ ЛИРИКЕ ОРЕНБУРЖЬЯ (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ПОЭТОВ Г. НОВОТРОИЦКА) Шабанова Е.С.

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ


Номер: 3-7
Год: 2016
Страницы: 59-61
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

военная лирика, религиозные мотивы, символика, христианство, military lyrics, religious motives, symbolism, сhristianity

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье представлены результаты филологического анализа военной лирики поэтов г. Новотроицка Г. Г. Федорченко, П. К. Данилова, В. В. Хромовой и др. Целью исследования является рассмотрение религиозных мотивов в творчестве данных поэтов.

Текст научной статьи

Творчество писателей-земляков можно рассматривать бесконечно и в каждом творении находить что-то новое, неизвестное общей истории, но дополняющее ее. Однако остановимся подробнее на военной лирике поэтов Новотроицка, города, рожденного победой в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В традиционных сборниках-альманахах под названием «Ветеранский огонек» и «Вечерние огни» печатаются произведения как наших современников, не видевших войну, так и ветеранов, своими глазами наблюдавших ужасы военных лет. Вера в Бога на фронте и в тылу была немного различна. Солдаты на поле боя осеняли себя крестным знамением, а в тылу те, кто прежде считал себя ярыми материалистами, падали на колени перед иконами и молились день и ночь, чтобы там, в огне военных залпов, их родных и близких уберегла от гибели высшая небесная сила, на которую уповают, когда кажется, что все уже потеряно. Молитвы помогали обрести хотя бы минимальное душевное успокоение, а это оказалось очень дорого в неспокойное военное время. Эта внутренняя сила, помогавшая преодолевать любые препятствия, отразилась в сборнике стихотворений «Нет смерти для сердец любимых» новотроицкого поэта Геннадия Геннадьевича Федорченко (1923-1987гг.). Писатель-фронтовик, простой рабочий Орско-Халиловского металлургического комбината, прошел трудный и горький жизненный путь, основные вехи которого отразились в его стихах. Мне в жизни крупно повезло: Прошел войну и жив вернулся… В лирике Федорченко присутствует религиозная символика: крест, свеча, икона, ад и рай и т.д. Так, например, в стихотворении «Я видел гетто» описана жестокая и страшная картина: Наполнен мир звериным воем. На небе и на всем окрест Эмблема с мертвой головою Да из костей зловещий крест [4, 11-12] Здесь слово «крест», главный православный символ, противопоставляется знаку смерти, сделанному из костей невинных жертв, или же знаку фашистской Германии - свастике, и в следующем четверостишие автор призывает «остановить фашизм - для человечества он страшен!». Поэт показывает, как сталкиваются на поле боя жизнь и смерть, светлая сила и тьма, охватившая страну. Молитвы и обращения к Богу облегчали сердечные муки жен, матерей, стариков и детей, оставшихся в тылу. И все же, порой, и они были бессильны. У людей оставалось ощущение, что Бог где-то есть, но только он не оберегает СССР от страшной напасти. Конечно, были и те, кто оставался во время войны убежденным атеистом. Мотив отчаяния и отречения звучит в стихотворении Г.Г.Федорченко «Весна. Апрель. Год сорок пятый», написанном в Германии в 1945 году: Весна. Апрель. Год сорок пятый. У церкви бой. Земля горит. А на кресте Христос распятый Над миром огненным парит. [4, 24] Автор отвергает здесь само существование веры в Бога в людях, убивающих друг друга у стен храма, в христианах, «забывших божественный завет». Распятие - священный символ христианства - теперь не что иное, как распятый человек, образ страдания и страшной боли, принесенных одним людям другими. В понимании несчастных, чьи молитвы не были услышаны небесными заступниками, уже никакая высшая сила, существует она или нет, не способна отвести от них злой рок. Другой религиозный мотив просматривается в лирике Петра Кузьмича Данилова (1914-1999 гг.). Это мотив материнской скорби. Мать солдата - это чистый, святой образ, подобный Деве Марии, это душа, которая не устает ждать и надеяться даже тогда, когда все прочие надежды угасают. Затрагивая мотив материнской любви и скорби, в стихотворении «У вечного огня» П.К.Данилов рассказывает о том, как в совсем молодом городе, только что построенном Новотроицке, который «не полыхал с фронтами рядом», тоже живут солдатские вдовы и матери, молящиеся о мужьях и сыновьях у «гранитной стрелы обелиска»: И у памятника крестятся старушки, Вспоминаючи убитых сыновей…[1,13-14] Описывая боль этих матерей, автор говорит о всеобщем, всероссийском горе, объединяющем большие и малые, известные и пока еще неизвестные города. Для Валентины Викторовны Хромовой (род 1949г.) истоки русской духовности кроются в корнях, связывающих человека с его родной землей, в традициях его Родины. Из военной лирики у В.В.Хромовой есть такие замечательные произведения, как «Во имя жизни» и «У войны не женское лицо». Первое повествует о матерях, молящихся за своих детей, о святой молитве, которая помогает их сыновьям и дочерям вершить правое дело: Полмира кровью оросил Солдат, чтоб жизнь не угасала. Казалось, что не хватит сил, Но мать молитвою спасала [2, 99-100] В стихотворении «У войны не женское лицо» просматривается мотив мученичества: …Многие от ран ушли и горя, Волей случая в грехах обвинены И в концлагере неся свой крест войны. [5, 23] Поэтесса говорит о муках войны как о «тяжком кресте», который русские люди, подобно Иисусу Христу, несли на своих плечах, «волей случая в грехах обвинены». И все же жива была вера в то, что великий подвиг народа, - победа, полученная кровью и страданиями, - будет увековечена на многие поколения вперед. Вера в Бога и образ Родины в военные годы приобрели невиданную ранее глубину и многогранность, объединили современность с героическими и с духовно-нравственными традициями прошлого. По-новому в произведениях поэтов-фронтовиков и наших современников осмысливается образ природы родного края. В лирике Альбины Семеновны Сергеевой (род. 1941г.), посвященной войне, также присутствует теологический аспект. Как известно, еще со времен Древней Руси повелось осмысливать каждое глобальное народное бедствие как наказание, посланное небесами за наши грехи, или испытание, преодолев которое, закалится и укрепится наша вера и духовные силы. Именно об этом говорится в стихотворении А.С.Сергеевой «Поднимись, Россия!», где есть такие строки: Может, это просто испытанье Богом послано и надо пережить… [1, 110-111] Поэтесса тоже говорит о божественной, воскрешающей силе с той лишь разницей, что эта сила заключена в русской природе: Ну, пролейся, дождичек священный, Омой раны, утоли и грусть! И своею силою волшебной Причасти больную нашу Русь [1, 111]. Леонид Ефимович Колчинский (род. 1934г.) выступает как поэт и как гражданин, размышляет о судьбе человека, о стране, где довелось родиться, жить, радоваться и страдать. Болью, переполнявшей сердце поэта, отзываются строки его стихотворения «Проклятие войне», где кровавая бойня изображается как создание дьявола с «адским престолом», сотканным из «мучений и смертей». Автор недаром назвал свое произведение страшным словом «проклятие», словом, обозначающим «крайнее и бесповоротное осуждение и отречение» от добра и света: Ой, война, война, будь ты проклята - С теми, кто тобой живет!..[3, 32-33] Произведения человека, претерпевшего тяготы военных лет, Леонида Колчинского полны упоминаний и обращений к Богу, к высшей силе. Здесь звучат такие слова и словосочетания, как «Боже-Отче», «Святая Мать крещеной Руси», «по-Господни священно», «Божий дар». Связь темы Бога и войны никогда не оставляла равнодушными ни историков, ни литераторов. Само слово «война» - это отражение боли, страданий, слез, криков и стонов, потерь и расставаний. Белым на черном выглядят на войне вера в избавление, сохранение божественного начала в человеке, духовная стойкость. Не все верят в Бога, но каждый знает, что в переломные и страшные минуты жизни людям очень важно верить, что есть высшая защита, справедливость, опора. Эта вера помогает не пасть духом, жить дальше, вопреки всем горестям и преградам. Наше время тоже нельзя назвать мирным. Волею судьбы мировые державы снова оказываются в противостоянии, в то время как атеистические взгляды все крепнут у молодого поколения. Однако не стоит забывать, что история часто возвращает все на круги своя, а православие все еще является незыблемой традицией русского народа. Это значит, что, возможно, обращение к Богу в лирике, посвященной войне, еще прозвучит в русской литературе.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.