МАССКУЛЬТУРА КАК ИСТОЧНИК ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ Челомбицкая М.П.

Ессентукский институт управления, бизнеса и права


Номер: 4-7
Год: 2016
Страницы: 30-32
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

массовая культура, ценности, современное общество, личность, влияние , mass culture, values, modern society, person, influence

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается сегодняшняя культура в ее массовом варианте, в соответствии с чем анализируются ценности современного человека, и делается вывод о том, к каким результатам может привести влияние масскультуры на формирование личности.

Текст научной статьи

Современная культура в ее массовом варианте - это суррогатное образование. В настоящее время именно псевдокультура играет основную роль, как в социализации человека, так и в дальнейшем формировании его личности. Семья и школа в наше время не вполне реализуют функцию воспитания настоящей культуры, они не в силах конкурировать с масскультурой по целому ряду причин. Человек масскультуры - стихийный материалист-сенсуалист. Поскольку он живёт преимущественно материальными заботами, то и вопрос о смысле жизни, если он возникает, решается им в прозаическом ключе: вырастить сына, посадить дерево, построить дом, больше иметь денег, чтобы полнее удовлетворять чувственные запросы плоти. Для современного человека, порабощенного суетой повседневности, найти смысл своего существования - задача нелегкая, почти невозможная. Массовая культура имеет еще одно определение - «потребительская». Одной из основных ценностей сегодня является культ потребления, подаваемый как единственно возможный стиль жизни. Культ вещизма, получение удовольствия, желание «обладания» превратились для массы людей в смысл жизни. По мере научно-технического и информационного прогресса происходит обездушивание человека, и, следовательно, образуется философско-антропологический кризис. Человек созидающий превращается в человека потребляющего, и бытие, как творческое существование, становится сферой потребления [3]. Жизнь человека приобретает четко ориентированный вещественный статус. Сегодня существует риск культурной унификации, «американизации» и «вестернизации», т. е. утверждения в качестве всеобщих культурных универсалий системы ценностей американской и западноевропейской культуры, активно внедряющихся посредством широкого распространения СМИ. Опасность оглядки на Запад не столько в том, что россиянам навязываются новые жизненные и моральные образцы, сколько тем, что искусственно разрушается веками создаваемая социокультурная российская система. Сегодня можно наблюдать такой феномен, как имитация стилей жизни иерархически других социальных групп. Особенности стилеобразований внутри русской культуры идентифицируются россиянами, заставляют пересматривать свои установки, нормы, традиции, что в целом приводит к появлению новых ценностей, способов и стилей жизни, языка искусства, моды, культуры речи. Сильные интонации, определенная вульгарность, простонародные выражения, сокращения и инвективы составляют суть и смыслы современного бытового устного разговора, который, безусловно, отличается от норм и требований к терминологии в повседневно-практической деятельности. Активный процесс стилеобразования характеризуется, с одной стороны, появлением новых для россиян культурных стилей, проникающих и с Запада, и с Востока, а с другой стороны, стремлением современного человека идентифицировать себя с те или иным стилем жизни. Современная цивилизация выделяет свои приоритеты, что порождает новую культуру мышления, позволяющего формализовать отношение к реальности. Сегодня рождается новый зритель, читатель, который, подвергаясь влиянию массовой культуры, требует другого искусства, способного вызывать у него не эстетические, а социальные эмоции. Феномен моды в условиях массовой культуры становится «своеобразным орудием насилия, заставляя вместе с рекламой следовать ей независимо от желаний и финансовых возможностей» [2]. Нельзя не согласиться с У. Беком, что в классовых обществах бытие определяет сознание, в то время как в обществе риска сознание определяет бытие. Решающую роль в этом играет вид знания, а именно его независимость от собственного опыта, с одной стороны, и глубокая зависимость от знания, охватывающего все параметры грозящей опасности, с другой. «Потенциал угрозы, который детерминирован классовой ситуацией, например, потерей рабочего места, очевиден всякому, кого эта угроза коснулась» [1]. Сегодня во все сферы жизни человека и общества внедряется реклама, замещая естественные, социальные и духовные потребности на идеологию массового потребления. Функциональность рекламы в современном обществе определяется по нескольким направлениям. Первичная функция рекламы - обеспечить социализацию человека в условиях усложненной, изменчивой, неустойчивой среды, адаптировать его к новым социальным ролям и ценностям, способам регуляции своего поведения и деятельности в многообразной обстановке. Ее наиболее существенный механизм составляет постепенно расширяющееся потребление в самых разнообразных сферах, обеспечивающих, хотя и унифицированный, но постоянно обновляемый и вариативный образ жизни. Реклама имеет и обратную сторону медали, проявляя искусные способности в «обаянии» людей утилитарным угаром. Она формирует искусственные потребности, навязывая их с помощью СМИ. Иерархия социально-классовых отношений заменяется иерархией покупательной способности. Производство все новых и новых товаров, и услуг воспроизводит статусное неравенство в обществе. «Я-концепция» формируется в решающей степени под влиянием рекламных брендов, выступающих в роли референтных субъектов. Связь с брендом означает перенос значения товара на образ жизни, имидж, модель поведения, которых придерживается референтная для индивида группа [5]. Не подозревая, человек становится марионеткой рекламной индустрии. Субъект уверен, что он сам делает выбор, тогда как в действительности выступает в качестве машины по потреблению навязанных ему желаний. При столкновении с рекламными образами индивида охватывает желание обладать реальной вещью, остающееся в своей нереализованности лишь робкой попыткой, что приводит к постоянной напряженности и озабоченности. В условиях конкуренции возникает многообразие рекламной действительности как виртуальной реальности, в которую «включается» потребитель, относя себя к игровым персонажам рекламной коммуникации. Создается единая информационная среда - виртуальная реальность, которая для многих заменяет собой реальный мир. Современное общество сегодня пребывает в хаосе, в мире «массовых исчезновений». Рушатся политические режимы, меняется мировой порядок, уходят в прошлое идеологии, системы ценностей. Исчезают привычные границы, разрушаются формы жизни, существовавшие многие десятилетия. Человек оказывается перед выбором в экономическом, политическом, культурном пространстве и, наконец, в пространстве массовой культуры, которое замыкает на себе все перечисленное выше. Глобальная машина средств массовой информации, реклама, пиар и манипулирование сознанием уже приспосабливают для себя Интернет, управляют процессом формирования нашей картины мира, а, следовательно, мозгом и даже душой каждого. Итак, современная массовая культура является основным источником ценностей современной личности. Отсутствие нацеленности социальных институтов на нравственное воспитание дает свои результаты - духовную пустоту человека. Нравственная дезориентация формирует человека, открытого злу. Такого человека можно повернуть в любом направлении, в том числе и на преступления против жизни.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.