СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ И КОНЦЕПТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОРСКОГО НАСЛЕДИЯ РУССКОГО СЕВЕРА Звягин С.А.

Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики РАН


Номер: 5-3
Год: 2016
Страницы: 13-18
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

морская культура, морское наследие, морские традиции, современное общество, maritime culture, maritime heritage, maritime traditions, modern society

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассмотрен концепт «морское наследие» Русского Севера и его влияние на формирование социокультурной среды в современном обществе. Морское наследие рассматривается как «актив» развития региона, где морская культура была и остается «цементирующей» основой социума Русского Севера. Обращение к данной теме вызвано необходимостью исследовать важную синтезирующую функцию в жизнедеятельности общества, в гармонизации бытия людей, пробуждения в них потребности к постижению мира и вообще к духовной жизни. Именно с этих позиций морское наследие представлено как процесс освоения многомерного опыта с набором символов, традиций, стереотипов и образцов деятельности, позволяющих людям рефлексировать свое представление о мире в конкретном социуме, уточнять ролевые функции в обществе, удостоверить собственную культурную идентичность.

Текст научной статьи

Под ареалом Русский Север в данной работе понимается мыслимое пространство, объемлющее осознания культурных фактов морской культуры на территории Европейского Севера России. Основная функция морского наследия - сохранять и передавать другим поколениям знания, опыт и традиции морской культуры. Морская культура - это особая сфера: суверенное целостное образование внутри господствующей Русской Культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами и традициями. В общей теоретической разработке структуру культурного наследия принято разделять на материальное и нематериальное наследие, а материальное в свою очередь делится на движимые и недвижимые объекты (на практике граница между вышеупомянутыми группами зачастую бывает размыта), а в понятие морское наследие включается еще и природное наследие - морские и приморские уникальные природные объекты. В широком понятийном смысле историко-культурное наследие - это то, что подлежит сохранению в настоящем ради возможного потребления в будущем. Существуют и другие дефиниции в определении историко-культурного наследия. Например, реалии развития музейного дела и охраны памятников природы и культуры формулируют следующее определение: культурное наследие - совокупность объектов культуры и природы, отражающих этапы развития общества и природы и осознаваемых социумом как ценности, подлежащие сохранению и актуализации [1]. Согласно экономической теории культурного капитала, культурное наследие мыслится как экономическая ценность, оно является и общественным благом, включая эстетические, исторические, социальные, духовные и образовательные ценности [2]. В этом же направлении и концепция теории «культурного и природного наследия» Ю. А. Веденина, где автор, анализируя понятие культурного наследия с точки зрения современных проблем его сохранения, относит к нему «систему материальных и интеллектуально-духовных ценностей, созданных и сбереженных предыдущими поколениями и представляющих исключительную важность для сохранения культурного и природного генофонда Земли и для её дальнейшего развития» [3]. Очевидно, что понимание культурного наследия, многоаспектно и с трудом умещается в рамки термина, а возникновение новых подходов способствует расширению его толкования. Например, А.Н.Панфилов формулирует предложения вообще по пересмотру терминов и понятий «культурное наследие» и, ссылаясь на необходимость совершенствования законодательной базы, предлагает ввести понятие и термин «культурные ценности». [4] Большинство толкований и формулировок историко-культурного наследия касаются социального аспекта. В связи с этим можно сделать вывод, что рассматриваемая тема исследования основана на социально-философском и социокультурном анализе концептов и категорий, входящих в понятие сущности морского наследия. Морское наследие Севера содержит в себе те исторически сложившиеся социально-психологические и ментальные нормы, которые наполнили все социокультурное пространство Русского Севера, начиная со времен его освоения, и сформировали целостный его образ уже к XIX - началу XX века. Примеры тому в доиндустриальную эпоху - развитие торговых поселений вдоль речных, водных магистралей, реформы Петра I о «новоманерных судах», индустриальную - развитие парового флота и строительство удобных гаваней для военно-морского флота, развитие ледокольного, военного и атомного флота. Постиндустриальное время сегодня, время кажущегося благосостояния, ставит серьезные задачи, как перед государством, так и перед обществом в понимании значимости морского наследия для Севера России и для государства в целом. Современная техногенная эпоха характеризуется особым переживанием времени, ускоренным ритмом жизни, даже появился такой термин: «территории ускоренного развития». Как следствие сегодня потребуются новые формы организации социального пространства и среды этих территорий. Задачи, которые стоят перед Россией сегодня, позволяют прогнозировать, что северная идентичность в совокупности с морским измерением и реальной возможностью интеграции административных регионов Русского Севера в «столичные» проекты по прибрежным и арктическим территориям позволит придать новый импульс для развития и социального благосостояния не только региона, но и страны в целом. Стержнем данного подхода к исследованию морского наследия Севера служит философский и исследовательский опыт Н.М.Теребихина , который активно использует термин «морская культура» в монографии «Метафизика Севера»: «Камень веры и правды - вот то единственное и истинное основание, на котором зиждется испокон веков русская морская культура». [5. 69] Этот тезис определяет философское восприятие пространства Русского Севера, которое состоит в том, что смысловая основа его освоения содержит морскую, талосократическую парадигму в том качестве, которое определено геополитикой, имея ввиду то обстоятельство, что Россия, как держава мирового значения, всегда связана с морем. Отсюда следует вывод, что помимо контроля за морем и его ресурсами, морская политика государства должна устанавливать контроль за развитием северного побережья, включая его социокультурное и духовное содержание. Рассматривая пространство Русского Севера в контексте морского наследия надо понимать, что данная тема касается прежде всего того социокультурного пространства и той региональной политики, где морская культура была и остается цементирующей основой организации социума. Территория Русского Севера - это территория на пограничье континента и моря-океана, следовательно, сохранение идентичности ее исторических, социальных особенностей и нравов является задачей глобальной политики государства. Уязвимое и тонкое сущее этого пространства находится на стыке и гранях «континентального» и «морского» мышления. В этом контексте такие качества морской культуры как пассионарность, коммуникативность, толерантность и широкий взгляд на мир являются ее несомненной ценностью и определяют ее значение в геополитических процессах. В последние десятилетия экономические и политические преобразования в России существенно изменили динамику и направление развития общества в целом, и в этом смысле Русский Север как философский и культурный концепт все более привлекает внимание исследователей. Как уже отмечалось, мы рассматриваем не территориально-географические рамки и его историю, а представляем и используем Север как образ и исторический фактор, влияющий на современное обустройство его как особого региона России. В доктрине развития морской деятельности Российской Федерации в частности, прописано, что «поэтапное разрешение проблем должно способствовать повышению уровня национальной безопасности государства, позитивным изменениям социально-экономической ситуации в стране, сохранению российских морских традиций и морского наследия…» [6]. Для форсирования важных результатов морской и военно-морской деятельности государства необходимы не только развитие техники и экономическая мобилизация страны, связанная с освоением Мирового океана, и особенно Арктических морей, но и осмысление проблемы формирования морского сознания нации, которое на данный момент фактически отсутствует. Это обстоятельство и служит основанием для исследования причин данной ограниченности. Часто можно слышать рассуждения о морской культуре как о некой элитной субкультуре с оттенком романтизма и некоторого пафоса. Отчасти это очевидно и верно: море как природная стихия всегда привлекало искателей приключений, авантюристов и романтиков. Но каков «корень», природный каркас, составляющий феномен морской культуры? Природа предопределила формирование морской культуры, что и выразилось в освоении опасной для человека среды - моря, среды, где человек не может жить без опоры на собственное изобретение; будь то лодка, плот или какое-либо другое плавающее средство. Судно как изобретение пришло туда, где оно было нужно, и изменяло свою форму и функцию в соответствии с потребностями общества и природными факторами. Именно от «опасности» моря лежит начало метафизических основ морской культуры Севера. «Море - это пространство испытания крепости веры, самостояния человека, его духовных скреп и, потому не случайно русские поморы полагали, что «кто в море не бывал, тот Богу не молился»[7] или «…бытие на море - своего рода «Sein zum Tode»; в отличие от степи море безосновно; у степи твердая опора, земля, у моря - опоры нет, и человек в своих усилиях к спасению должен сделать опорою самое бездну, ничто».[8.604] Вера - вот где опора, а с другой стороны, искусство в строительстве другой опоры материального характера: корабля, лодки. Морская культура не может выпадать из общего контекста культуры. Очевидно, что это часть единого целого Культуры, где человек создает себе вторичную, искусственную среду для решения проблем, связанных с его биологическими и духовными потребностями. Эта среда, собственно, и есть культура, которая, по мнению Б.Малиновского, должна постоянно воспроизводиться, поддерживаться и регулироваться. «…В результате образуется некое новое качество жизни, зависящее от культурного уровня сообщества, окружающей среды и производительности группы. Поэтому в любой культуре обязаны существовать методы и механизмы обучения и наследия. Должны также поддерживаться порядок и законность, т.к. в основе любого культурного достижения лежит совместная деятельность». [9.42] Во взаимоотношениях человека с природой культура играет особую роль. Социальная организация может быть похожей или даже одинаковой у различных народов, но никогда не будут одинаковы их обычаи, художественные вкусы, традиции. Природа в контексте морской культуры - это не только окружающие человека море, береговой ландшафт, климатические условия, это и то, что человек получает от родителей, предшествующих поколений, их опыта и знаний. Функция памяти морской культуры есть самонакопление знаний о морской практике. Кроме того, одна из функций морской культуры состоит в структурировании окружающего мира в контексте освоения морского пространства. Язык морской терминологии и текстовых выражений, используемых в морских уставах - это устройство, которое наделяет людей интуитивным структурным чувством, а структура есть устойчивая категория. Так, например, в «розе ветров» кроме основных румбов поморы отмечали межники (восемь румбов между основными и промежуточными). Основные румбы у поморов: север (С), восток (В), лето (Ю), запад (З); промежуточные румбы: полуночник (СВ), обедник (ЮВ), шелоник (ЮЗ), побережник (СВ) и т.д. В ономастиконе поморской розы ветров просматривается глубокий хронотопический смысл (время и геонаправление в пространстве) и значение его не только для ориентации в пространстве, но и определение времени по этой ориентации и устойчивых атмосферных явлений. Например «обедник» - юго-восточный ветер на Кольском полуострове. Это слабый ветер с моря, бриз при солнечной погоде: «Днем колышет, к вечеру отешет».[10] Отдельного исследования заслуживает военно-морское наследие, богатое своей историей, традициями и собственной философией. Однако в рамках нашего изучения темы мы лишь обозначим морское наследие как явления социального характера, которое влияет и на военно-морское наследие России. Морской доктриной Российской федерации определено одно из главных направлений - укрепление российских морских традиций. Морские традиции являются основой морского наследия России, условием передачи знаний и многовекового опыта от поколения к поколению. Морское наследие - это сложное комплексное образование не только в связи с его внутренним системным устройством, но и почти всегда - в связи с управлением, поскольку в его границах существуют и взаимодействуют различные субъекты права - пользователи, владельцы, собственники сооружений, природных ресурсов, зданий и других материальных и нематериальных объектов. Поэтому сохранение морского наследия Севера, непосредственно связано с урегулированием взаимоотношений между всеми этими субъектами и вовлечением населения в работу по поддержанию функций всего социокультурного пространства российского Севера. Сегодня предлагается новое понимание общественной формации как метасистемы общественного организма. Сформулировано понятие общественной цивилизации, своеобразной духовной формации общества, где общественный организм выстраивается до духовного уровня.[11] В отечественной науке формируется мнение об уникальности Русского Севера и его огромного влияния на духовное развитии России, чему способствует своеобразная «консервация» на Севере многих лучших социально-общественных и индивидуально-личностных качеств русского народа, способных разрушать всевозможные стереотипы и догмы «современной» квазикультуры. Смысл морского наследия конкурирует с понятиями о традициях в морской культуре. Но в отличие от традиций, которые чаще всего имеют нематериальный характер их сохранения, морское наследие ориентировано на более глубокое понимание морской культуры, ее смыслового содержания в современности. Социокультурный фактор морского наследия - это преобладающие жизненные ценности, моральные установки, житейские и бытовые традиции. Они в определенной степени влияют на результат деятельности человека и сообщества. Люди, как правило, готовы использовать тот опыт, который соответствуют их этническим, социальным и культурным ценностям и приоритетам. В современном преобразовании общества морское наследие необходимо рассматривать как «актив» развития региона. К сожалению, состояние морского наследия на Севере России сегодня вызывает беспокойство как у исследователей, так и у практиков. Те сферы, где наследие должно жить своей непреходящей жизнью - морские и яхтенные клубы, малые судоверфи по строительству парусных учебных судов, судов-реплик, морские музеи, памятники, находятся в весьма неудовлетворительном состоянии. Примеры тому: завершившая свое существование Соломбальская судоверфь, созданная по личному повелению Петра I и просуществовавшая до начала 2000-х - она была единственной верфью уникального деревянного судостроения уже в новой России; выведенный из состава учреждений дополнительного образования и лишенный какой-либо финансовой поддержки яхт-клуб в Архангельске, основанный еще в 1911г. Не в лучшем состоянии старейшее мореходное училище России (ныне - Морской Арктический институт им.В.И.Воронина), где давно уже забыта начальная морская практика под парусами на ялах. Немалые трудности испытывает клуб «Полярный Одиссей» в Петрозаводске, есть проблемы даже у яхт-кубов в Санкт-Петербурге и т.д. К сожалению функции морского наследия не всегда однозначно понимаются в обществе, что оборачивается зачастую негативными тенденциями. В ходе политических и экономических изменений в обществе может происходить полный отказ от культурного наследия как, якобы, мешающего продвижению вперед. Среди других явлений, упрощающих культурную жизнь и ведущих к ее упадку, как ни парадоксально, - музеефикация объектов морского наследия, которые при этом теряют живое наполнения, смысл, оставляя лишь внешнюю оболочку, идет замыкание объекта наследия на самого себя. В морских кадетских корпусах, кадетских школах, сегодня, как правило, морская практика находится на низком уровне или вообще отсутствует. Но это не вина руководителей этих корпусов и школ, чаще всего энтузиастов своего дела, все это результат «однодневной» политики в регионе, ориентированной часто на «пиар» и «показуху». Выступая на итоговом пленарном заседании Всероссийской научно-общественной конференции «Российская государственность: исторические традиции и вызовы XXI века», советник Президента РФ по культуре и искусству В. И. Толстой справедливо отметил: «Почти четверть века в России явно доминировала формальная, технократическая модель развития, односторонняя, ориентированная лишь на экономический результат. Как-то незаметно произошла сущностная подмена ключевых понятий: культура в обиходе стала восприниматься как товар, как услуга, в лучшем случае как способ развлечения, а не как высшая ценность и неотъемлемая потребность человека и общества, его важнейшая, ничем не заменимая духовно-нравственная опора». [12,971] В современной России сохранение морского наследия необходимо рассматривать как важнейший приоритет политики, направленной на устойчивое социально-экономическое развитие. Инвестиции на сохранение и развитие морского наследия - это инвестиции на будущие поколения не только моряков, но и образованных и здоровых людей. Обращение к теме морского наследия вызвано необходимостью исследовать важную синтезирующую функцию в жизнедеятельности общества, в гармонизации бытия людей, пробуждения в них потребности к постижению мира и вообще к духовной жизни. Именно с этих позиций морское наследие представлено как процесс освоения многомерного опыта с набором символов, традиций, стереотипов и образцов деятельности, позволяющих людям рефлексировать свое представление о мире в конкретном социуме, уточнять ролевые функции в обществе, удостоверить собственную культурную идентичность. В условиях культурной трансформации общества, характеристики культурного наследования приобретают сложные коннотации, поскольку определяются не классическими моделями образовательной и просветительской деятельности, традиционно управлявшими процессами трансляции культурного наследия, а конкретными условиями переходного периода, требующими от человека максимальной концентрации в определении культурных смыслов, ценностей и норм. Поэтому исследование, изучение и использование морского наследия является важной предпосылкой преодоления идеологического вакуума на Русском Севере, который возник в результате экономических и политических преобразований в государстве. Морское наследие предстает как часть национального богатства, основа духовности народа. В аспекте глобализационных процессов, угрожающих общей российской культуре унификацией, возрастает важность сохранения морского наследия и традиций как своеобразного фильтра, необходимого сообществу для понимания и восприятия глобальных перемен.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.