ГУСТАВ БУМКЕ И ЕГО «ШКОЛА ИГРЫ НА САКСОФОНЕ» Войткевич С.Г.,Эпова Е.М.

Красноярский государственный институт искусств


Номер: 5-3
Год: 2016
Страницы: 131-134
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

саксофон, Густав Бумке, «Школы игры на саксофоне», методика обучения, saxophone, Gustav Bumke, «Saxophone method», teaching methodology

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье излагаются сведения о жизни, творчестве и педагогической деятельности немецкого музыканта Густава Бумке - основателя немецкой школы исполнительства на саксофоне, а также впервые в отечественном музыкознании анализируется его методический труд «Школы игры на саксофоне», опубликованный в 1926 году.

Текст научной статьи

В современной исполнительской практике саксофон является одним из самых ярких и востребованных инструментов. Сконструированный бельгийским мастером Адольфом Саксом в середине XIX в., он довольно быстро распространился по всей Европе, заняв к XX столетию устойчивые позиции и как солирующий инструмент, и как участник музыкальных коллективов различных составов - от классических до джазовых и ультрасовременных. Удивительная «открытость» саксофона к совершенствованию, его яркая природа, одинаково прекрасно проявляющаяся и в сольных и в ансамблевых произведениях, возможность расширять поле исполнительских приемов и неповторимый звук инструмента привлекали все больше композиторов и исполнителей. Это способствовало становлению национальных школ игры на саксофоне. Наряду с французской и почти одновременно с ней в Европе развивалась немецкая исполнительская школа, о родоначальнике которой и пойдет речь в предлагаемой статье. Появлению саксофона в Германии и началу обучения игры на нем страна, подарившая миру И.С. Баха и Г.Ф. Генделя, обязана Густаву Бумке (1876 - 1963). Он получил музыкальное образование в Реальном училище, после чего брал частные уроки по композиции, игре на фортепиано и трубе. Успехи Бумке позволили ему занимать должность придворного театрального капельмейстера в г. Констанце, Хейльбронне и Байройте. Поворотным моментом в жизни музыканта стало знакомство с сыном знаменитого Адольфа Сакса - Адольфом-Эдуардом, произошедшее в 1902 г [2]. С согласия наследника изобретателя инструмента Бумке взял 8 инструментов с «прекрасным и благородным звуком» [3, с. 2] всех размеров с собой в Берлин, чтобы посвятить свою творческую жизнь изучению и распространению классического саксофона в Германии. В отличие от многих современников, ассоциировавших саксофон только с джазом, Бумке был убежден, что свое оптимальное звучание и безграничные возможности инструмент демонстрирует именно в камерной музыке, где максимально отражаются достоинства саксофона, «унаследованные» им от деревянных и медных духовых инструментов. Тем самым Бумке выступал наследником традиции, заложенной Адольфом Саксом, который, конструируя инструмент, стремился преодолеть различие между инструментами разных духовых групп. Уже в 1902 г. Бумке использовал саксофон в своей Большой симфонии (Es-dur, ор. 15). Впоследствии им было создано более 40 произведений для саксофона всех жанров инструментальной музыки - от сонаты для солирующего инструмента и квартета саксофонов до концертных форм1. Другой областью деятельности Г. Бумке стала пропаганда инструмента во всех формах. В конце 1920-х гг. он основывает «первый немецкий оркестр саксофонов, в состав которого входят сопранино, 2 сопрано-саксофона, 7 альтов, 3 тенора, баритон- и бас-саксофоны» [3, 2]. В 1932 г. немецкий композитор и педагог создает Берлинский квартет саксофонистов, в котором выступали Эмиль Манц (альт-саксофон), дочь Г. Бумке Ингрид Ларссен (альт-саксофон), Карл Петцельт (тенор-Саксофон) и сам маэстро (баритон-саксофон). Берлинский квартет саксофонистов вскоре становится «изюминкой» концертной жизни Берлина, что обусловило неизменный интерес публики. И все же главной своей задачей Бумке видел обучение игре на саксофоне, создание национальной школы исполнительства. Поэтому почти до конца своих дней он занимался педагогической деятельностью, хотя и сталкивался на этом пути с большими сложностями различного характера. Осветим лишь некоторые моменты его педагогического пути. С 1903 Густав Бумке работал в Штерновской консерватории2 по классу композиции, гармонии и теории, а в 1927 г. открыл там собственный класс классического саксофона. Позже началась его педагогическая деятельность в консерватории им. Клиндворта-Шарвенки в Берлине, куда поступила его дочь Хильда - талантливая саксофонистка, известная в Германии под псевдонимом Ингрид Ларссен. Многолетняя деятельность Г. Бумке, направленная на создание национальной саксофоновой школы и пропаганду этого инструмента в стране, привела к тому, что в 1933 г. он добился разрешения ввести саксофон в состав танцевального оркестра (подробнее об этом [4, 159]). В 1939 г. консерваторию им. Штерна, где в то время работал Бумке, коснулся процесс национализации: всех преподавателей учебного заведения заставляли вступать в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (NSDAP). «Отказ Густава Бумке последовать распоряжению дирекции и властей привело к его увольнению. Чтобы выжить в этот непростой период, Бумке пришлось работать преподавателем незаконно и продать множество инструментов из своей обширной коллекции» [5]. После войны музыкант преподавал в Высшей школе музыки Ганнса Айслера в восточном Берлине - бывшей столице ГДР3. Однако и тут он официально вел уроки теории и сольфеджио, получив в 1950 году должность доцента теории музыки. Причиной подобного «компромисса» была общая ситуация в ГДР, где «саксофон воспринимался лишь как инструмент для танцев и развлечений» [5]. И все же, несмотря на обстоятельства, Густаву Бумке удалось создать собственную исполнительскую школу, а благодарные ученики и последователи после смерти педагога, в 1995 году учредили международный музыкальный конкурс, носящий его имя. Накопленный в педагогической практике огромный опыт первый немецкий саксофонист обобщил в пособии «Школа игры на саксофоне», которое было опубликовано 1926 г., а затем переведено на французский и английский языки. Оно стало первым немецкоязычным методическим изданием, положившим начало специальной литературе в области обучения игре на классическом саксофоне. Труд Густава Бумке даже на сегодняшний день представляется довольно солидным для подобного рода литературы. Общий объем издания составляет 132 страницы текста формата А4, к которому прилагается табулатура, размещенная на листах формата А3. Методическое пособие состоит из вступительной записки, введения и девяти глав, логика которых развертывается по принципу «от простого - к сложному». «Школа» открывается вступительным словом от автора, где излагаются идея, концепция сборника, а также приводятся исторические сведения о возникновении инструмента. Прежде всего, Бумке цитирует высказывания Г. Берлиоза, поскольку именно этот композитор, описывая новый музыкальный инструмент в статье «Журнала дебатов» (Journal des Debats) от 2 июня 1842 года, сообщал читателю: «Тембр саксофона, разновидностей которого насчитывается 7, по своей сути есть нечто среднее между медными и деревянно-духовыми инструментами; при всем при этом также он близок своим характерным тембром, хотя и более мощным, к струнным инструментам. Это инструмент с полным, приятно вибрирующим, огромным по силе и хорошо поддающимся смягчению звуком. Его главной заслугой, на мой взгляд, является разнообразие красоты звука, то с акцентировкой, то без, полным то страсти, то мечтательности и меланхолии; отголоском эха, слабым воплем ветра в лесу, или, что вернее, таинственными мерцающими отголосками колокола после удара. Ни один инструмент, который я доселе знал, не имеет такого странного звука на пределе тишины» (цит. по [1, 6-7]). Бумке проводит также слова других композиторов, подтверждающих особое положение саксофона среди других инструментов: отзыв итальянского мастера bel canto Дж. Россини: «Я никогда не слышал ничего более прекрасного» и законодателя мод во французской оперной музыке XIX века Дж. Мейербера: «Это то, что я для себя представляю идеалом звука» [1, 7]. Основной раздел работы открывается небольшим экскурсом в историю появления инструмента. Затем излагаются общие теоретические музыкальные сведения и термины, после чего Бумке переходит к описанию важных аспектов, касающихся собственно методики обучения игре на саксофоне: строение инструмента, его положение при игре, правильная постановка корпуса, понятие о постановке губного аппарата исполнителя (амбушюре). Вслед за изложением теоретических положений автор переходит к практической части, где приводит примеры первых упражнений в тональностях с малым количеством знаков. Отдельная глава посвящена особенностям игры легато, стаккато и исполнения кантилены. После освоения штрихов Бумке предлагает для закрепления навыков исполнить отрывки из следующих произведений: Увертюра из оперы К.М. фон Вебера «Фрейшютц», «Танец блаженных теней» из оперы К. В. Глюка «Орфей и Эвридика», популярная ария «Дай мне слезами» из оперы «Ринальдо» Г.Ф. Генделя, «Колыбельная» В.А. Моцарта и ария Зорастро из оперы того же композитора «Волшебная флейта», «Мелодия» Ф. Шопена (по сути - верхний голос фортепианной фактуры Этюда E-dur), тема Andante из Сонаты для фортепиано ор. 26 Л.ван Бетховена, «Песня Сольвейг» Э. Грига и др. В следующем разделе «Школы» автор детально рассматривает особенности исполнения гамм (мажорных, минорных, хроматических и целотоновых), трезвучий и септаккордов (доминантсептаккордов, увеличенных, уменьшенных), их обращений с разными ритмическими фигурами и штрихами. Г. Бумке уделяет большое внимание исполнению мелизмов: форшлагов, задержаний (по-немецки нахшлагов), фиоритур, группетто, мордентов и приводит различные аппликатурные варианты исполнения трелей на саксофоне. Для закрепления материала рекомендуются известные произведения. Среди них «Арлезианка» Ж. Бизе, отрывок из оперы А. Тома «Гамлет», а также опусы собственного сочинения («Прогулка», нонет для 8-ми деревянных духовых инструментов и арфы, септет для шести духовых инструментов и арфы, «Песня любви и скорби») и упражнения из джазовой музыки. Кроме них, Г. Бумке приводит целый ряд дуэтов, который послужит основой репертуара для ансамбля «учитель-ученик». В заключительной главе автор описывает особенности исполнения приемов вибрато, глиссандо и фрулато на саксофоне, сообщает некоторые сведения об особенностях исполнения верхних нот. Отметим, что впервые Бумке уделяет особое внимание транспонированию мелодии для саксофона и наглядно, на нотном примере демонстрирует, как осуществляется транспорт в B и в Es строе. В завершении «Школы» следует большая развернутая табулатура с аппликатурой высокого регистра (от fis 3-ей октавы до c 4-ой). Публикация «Школы игры на саксофоне» обозначила факт существования профессионального исполнительства на этом духовом инструменте в Германии. Все последующие поколения, по сути, стали преемниками дела, начатого Г. Бумке. Наиболее значимые из них: Э. Миттельбах (Ernst Mittelbach), Э. Рохов (Erich Rochow); кларнетист, скрипач и саксофонист Омар Лампартер (Omar Lamparter); его ученик, саксофонист и контрабасист, композитор и дирижер, в настоящее время концертирующий профессор Высшей школы музыки в Берлине и в Ростоке Д. Бенсманн (Detlef Bensmann) [5]. Наконец, самым именитым представителем немецкой школы в мире стал Сигурд Манфред Рашер (1907 - 2001), вклад которого в развитие классического саксофона и расширение саксофонового репертуара XX в сложно переоценить. Имя Рашера и его деятельности затмили славу Г. Бумке. Однако это ничуть не умаляет заслуг родоначальника немецкой классической школы игры на саксофоне, благодаря труду и подвижничеству которого Германии сегодня обладает мощной исполнительской традицией. _ 1Назовем наиболее значительные: 5 квартетов для четырех саксофонов; концертино для саксофона и малого оркестра (еs-moll); концерт для альт-саксофона и большого оркестра (f-moll); соната для альт-саксофона и фортепиано (b-moll); секстет для духовых инструментов; 3 интермеццо для альт-саксофона и фортепиано; 2 фантазии на тему «Мой Бог рядом с тобой» и тему «Польская песнь». 2Первая частная консерватория в Берлине, основанная в 1850 году Юлиусом Штерном, Теодором Куллаком и Адольфом Бернардом Марксом. С 1936 года переименована в городскую консерваторию музыки, с 1996 года объединена с Берлинской Высшей школой музыки. С 2001 года работает в статусе Института Юлиуса Штерна в составе Университета искусств Берлина. 3Он жил в Кляйнмахнове - части Берлина, являющейся в то время советским административным округом.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.