ОБРАЗ КИТАЯ И РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ МИРОВЫХ СМИ В СВЕТЕ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ СОВРЕМЕННОСТИ Степанов Д.А.

Российский университет дружбы народов


Номер: 5-3
Год: 2016
Страницы: 149-155
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Однополярный мир, Россия, Китай. Либерализм, Unipolar world, Russia, China, liberalism

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Проводимая Западом на протяжении двух десятилетий политика по установлению однополярной модели мирового устройства продемонстрировала свою несостоятельность. Международное сообщество подошло к историческому этапу, когда США не могут более игнорировать позицию РФ и КНР на международной арене. В связи с этим Россия и Китай попадают под прицельный огонь критики Вашингтона, так как США делают попытки сохранить своё лидерство как на Ближнем Востоке, так и в мире.

Текст научной статьи

В современном мире разворачивается глобальное информационное противостояние. Концепция однополярного мира, установленная Белым Домом после распада СССР, лежит в основе политики США и по сей день. Белый Дом преподносит миру идею о глобальной безопасности, которая должна осуществляться под эгидой США. Безопасность преподносится США таким образом, что только западная концепция развития мира является единственно правильной. Президент США в публичных выступлениях неоднократно говорит об американской исключительности. Данный информационный посыл призван показать, что именно США олицетворяют силу мысли, духа и обладают “правильными” взглядами на развитие мира. На пути осуществления проекта “Однополярный мир” у США не должно быть конкурентов. Другие страны, принимая концепцию Белого Дома, должны развиваться не согласно своим собственным национальным интересам, а в том направлении, которое задаёт Вашингтон. С помощью средств массовой информации Западом проводится планомерная, тонкая работа по распространению своих взглядов. С приходом к управлению государством Си Цзиньпина (习近平) в Китае наметился свой особый курс направления развития. Новый курс получил название “Китайская мечта” (中国梦). В 2014 году в КНР вышла книга председателя КНР под названием “Си Цзиньпин: вопросы управления государством” (习近平:谈治国理政). Таким образом “Китайская мечта” стала идеологией современного Китая. У правительства КНР и у народа Китая появляется общее дело, общая цель. Си Цзиньпин формулирует главную идею: Для осуществления китайской мечты необходимо идти своим путём (实现中国梦必须走中国道路). Страна может быть сильной только тогда, когда она идёт своей дорогой, развивается по своим правилам и понятиям. Исходя из идеологии, правительством формируется повестка дня, ставятся цели и задачи. В первую очередь, для того, чтобы государство развивалось в выбранном направлении в КНР существует сильная структура СМИ. В первую очередь речь идёт об информационном агентстве Синьхуа (新华), которое собирает информацию и объявляет о повестке дня, определяет важные новости. Государственные газеты, в первую очередь речь идёт о “Женьминь Жибао” (人民日报), осуществляют аналитическую работу. Такие государственные газеты, как Global Times (环球时报),China Daily (中国日报),экономическое издание Caijin(财金), журналы как Global People (环球人物),Life Week (生活周刊) связаны с университетами и публикуют аналитические комментарии, интервью и заметки преподавателей ведущих ВУЗов Пекина, Шанхая и других городов КНР. В период политики реформ и открытости, начатой Дэн Сяопином (邓小平), в Китае сформировалось своё своеобразное направление развития государства: “политика реформ и открытости” (改革开放) и “социализм с китайской спецификой” (中国特色社会主义). Важным моментом книги Си Цзиньпина является то, что председатель КНР отмечает, что партия и народ вместе решают одну задачу, что партия неотделима от народа. “Необходимо призывать всех членов партии исследовать социализм с китайской спецификой и крепко держаться за его законы. Кроме того беречь, поддерживать, беспрерывно развивать социализм с китайской спецификой”(必须倍加珍惜、始终坚持、不断发展、号召全党不懈探索和把握中国特色社会主义规律); “наша партия крепко связана с народом и опирается на поддержку народа” (我们党紧紧依靠人民),поддерживать кровную связь с народом(保持同人民群众的血肉联系). Еще одним важным пунктом Си Цзиньпин отмечает то, что ясной политической платформой партии является борьба с коррупцией, бескорыстная политика, здоровый организм партии (反对腐败、建设廉洁政治、保持党的肌体健康,始终是我们党一贯坚持的鲜明政治立场)。В отношении здорового организма партии и коррупции Си Цзиньпин использовал ёмкий фразеологизм “вещь сначала загнивает, только потом рождаются черви” (物必先腐,而后虫生). В книге содержится лексика, которая отражается на страницах китайской прессы каждый день. Отметим, что в лексическом обороте почти нет негативных формулировок. Активность (积极性)、только делом можно осуществить мечту (实干才能梦想成真)、сосредоточенность и собранность (凝心聚力)、сильное государство (强国)、сплочённость (团结一心)、патриотизм (爱国主义), ускорить развитие(加快发展). Отдельная глава в книге Си Цзиньпина посвящена вопросу правовой системы государства. Главными постулатами являются: поддержание правового управление государством, правовое правительство, правовое общество (坚持法治国家、法治政府、法治社会). Си Цзиньпин отмечает: продвижение равноправия и справедливости гарантирует мирный труд и спокойствие в домашних делах (促进社会公平正义,保障人民安居乐业)。 Эта задача становится особенно актуальной, так как КНР стремится создать прочный средний класс в обществе (小康社会). В данном разделе Председатель КНР обращается к словам основателя политики реформ и открытости Дэн Сяопина (邓小平), тем самым подчёркивая, что история не забывается, а преемственность курсу и идеям сохраняется и развивается. “Чтобы обеспечить осуществление народной демократии, необходимо усилить закон. Необходимо осуществлять систематизацию народной демократии, её узаконивание. Системность и закон не должны меняться со сменой лидера”(为了保障人民民主,必须加强法制。必须使民主制度化、法律化,使这种制度和法律不因领导人的改变而改变). В настоящее время Запад стремится оказать сильное давление на государственность КНР. В первую очередь волна критики направлена именно на подрыв законодательной основы КНР. Особенность СМИ КНР заключается в том, что все издания являются государственными поддерживают государственную точку зрения и политический курс как внутри страны, так и на международной арене. Таким образом система СМИ КНР представляет собой прочный непробиваемый щит, защищающий государственный интерес КНР от внешнего влияния. Учитывая этот аспект СМИ Запада выбрали своей целью самые чувствительные для КНР сферы. В первую очередь Запад сосредоточил своё внимание на Гонконге. Согласно принципу “одна страна - две системы” (一国两制) в Гонконге сохраняются собственные капиталистические экономические и политические системы. Таким образом, для англосаксонских СМИ открывается возможность оказывать давление на общественное мнение Гонконга, с целью осуществления дискредитации государственной системы КНР. В этом контексте приведем мнение Кристофера Паттена (Christopher Francis Patten), который был последним английским губернатором Гонконга. Через год после завершения своей работы в Гонконге Кристофер Паттен написал книгу “Запад и Восток” (East and West). Охарактеризовывая отношение гонконгцев к китайцам Паттен пишет, что соблазн гонконгцев считать себя китайцами постоянно подвергался разрушению, в первую очередь из-за поведения китайского правительства и его агентов. Какие отношения могут иметь к Гонконгу те, кто, по мнению Паттена, лишает свободы диссидентов, кто запирает епископов и паству, кто расстреливает демонстрантов, кто грубит и задирается в духе маоизма 50х-60х г. Лейтмотив прав и свобод, описанных Паттеном ещё в 1998 г., находит отражение в статьях ведущих западных СМИ, описывающих современные либеральные настроения в Гонконге. После так называемой “революции жёлтых зонтиков” (雨伞革命), имевшей место в 2014 г., весной этого года в Гонконге вспыхнул новый смерч либерального движения. Событие связано с книжными магазинами, расположенные в центральных районах Гонконга Tsim Sha Tsui и Causeway Bay. Магазины были официально закрыты властями Гонконга. Одновременно таинственно исчезли некоторые управляющие этими лавками. Основное внимание либеральная общественность фокусирует на Ли Бо (李波) и Гуи Минхай (桂敏海). Оба продавца были связаны с издательским домом “Mighty Current”, который специализируется выпуске книг с критикой высших чиновников КНР. Отметим, что в продаже фигурировали запрещённые книги (禁书) под названиями “Закулисная сенсация” (惊天内幕), “Совершенно секретно” (绝密), “Любовная история Си Цзиньпина” (XX情史), “Новая банда четырёх” (新四人帮) и др. При этом подчеркнем, что, официальные власти Гонконга установили, что на руках у продавцов были английские и шведские паспорта. Главной темой англосаксонские СМИ выбрали именно диссидентство. Объектом критики было выбрано так называемое исчезновение продавцов книг. В этом контексте министр иностранных дел Филипп Хаммонд (Philip Hammond) заявил, что “исчезновение” продавцов книг является серьёзным нарушением китайско-английской декларации о Гонконге и подрывает принцип “Одна страна- две системы” (This constitutes a serious breach of the Sino-British Joint Declaration on Hong Kong and undermines the principle of 'One Country, Two Systems' which assures Hong Kong residents of the protection of the Hong Kong legal system). Таким образом был дан старт информационной кампании. В мгновение ока на страницах СМИ Великобритании с молниеносной скоростью начали появляться статьи, внушающие населению, что, после данного инцидента, автономия Гонконга поставлена под сомнение. Для того, чтобы раскритиковать законодательную систему КНР, западные СМИ пишут, что судебная система КНР, якобы, не отвечает международным стандартам. В связи с этим активно муссируются темы того, что полиция и тайные агенты КНР похищают людей без суда и следствия. По мнению англосаксонских СМИ законодательная система Китая построена на признаниях, а также на оказании давления на подозреваемых через их родственников. Драматическая история была опубликована на страницах The Telegraph журналистом Нилом Коннором (Neil Connor). Материал называется “Китай возвёл молчаливую стену относительно пропавших книгопродавцов” (China's wall of silence over missing Hong Kong booksellers). Для того, чтобы приукрасить историю, Коннор пишет, что полиция Китая известна умением запугивать членов семьи своих оппонентов, сохраняя молчание, когда родственники находятся под арестом. (Chinese police are known to intimidate family members of its opponents into keeping quiet when their relatives are under detention). Как по цепной реакции на страницах английских изданий начали появляться высказывания гонконгских представителей либерального движения. Бывший главный секретарь Гонконга (1993-2001) Энсон Чан (陳方安生), железная леди Гонконга, как называют её журналисты, отметила, что когда происходит вопиющее нарушение принципа “одна страна - две системы”, то английская сторона должна вмешаться (When you see blatant breaches of ‘one country, two systems’, the other co-signatory has to speak up). Доцент кафедры права Университета Гонконга (香港 大學) Бенни Тай (戴耀廷) был одним из главных вдохновителей движения “Оккупируй централ” (Occupy Central/ 占中). Тай говорит, что Китай по-иному начинает трактовать принцип “Одна страна - две системы”. Тай приводит выражение Дэн Сяопина относительно того, что гонконгцы не будут стеснены в критике правительства КНР в пределах Гонконга. Однако сейчас, по мнению Тая, даже критика в пределах города, если она неугодна властям, будет подвергаться наказанию Девятнадцатилетний либерально настроенный оппозиционер Джошуа Вонга (黃之鋒) воинственно заявляет, что разворачивается настоящая битва между Гонконгом и вмешательством материкового Китая. По мнению Вонга это доказывает, что Гонконг больше не является Гонконом (“It’s really a battle between Hong Kongers and mainland interference… This is proof that Hong Kong is not Hong Kong anymore”). Джошуа Вонг является лидером либерального школьного движения Scholarism (學民思潮), которое принимало активное участие в уличных протестах в Гонконге в 2014 г. Одним из прозападных каналов СМИ в Гонконге является радио “свободная Азия” (Radio Free Asia). В пропагандистских материалах радиостанции муссируется вопросы о политике КНР в Гонконге, в Синьцзян-уйгурском автономном округе, а также в сфере СМИ. Однако, либеральная радиостанция Гонконга, как и российские либеральные СМИ, ставит своей целью исключительно критику правительства и разжигание темы нарушения прав и свобод. Так RFA считает, что атака на книжные магазины была проведена под эгидой Си Цзиньпина. По мнению журналистов 2015 год войдёт в историю как время, когда КНР беспрецедентно атаковала права человека ("2015 will go down in history as the year that Chinese authorities launched an unprecedented attack on China’s human rights lawyers"). СМИ Запада говорят о некоем письме, которое было опубликовано в КНР в газете Wujie (无界新闻), и адресовано лично председателю КНР. Составители письма называют себя лояльными членами Коммунистической Партии Китая. Составители письма обрушиваются с критикой на председательство Си Цзиньпина и в угрожающей форме требуют отставки лидера КНР. Отметим, что впервые о письме упоминает издание CNN со ссылкой на China Digital Times (中国数字时代). Издание China Digital Times специализируется на освещение событий, которые находятся под запретом в КНР. Основателем издания является выпускник факультета журналистики Калифорнийского университета Сяо Цян (萧强). В университете Сяо Цян преподаёт курс по блогосфере Китая. Также в сферу его интересов входят темы свободы печати и цифровая активность (Digital Activism). Составители язвительного письма пишут, что председатель КНР создаёт культ личности. Так весь курс политики КНР был резко назван “попустительством” председателя КНР. Стратегия Си Цзиньпина, по мнению авторов, направлена на создание культа личности, запрета на “неугодную критику партии” (不许“妄议中央”) и внедрения системы “только партия имеет право голоса” (一言党”的做法). В конце авторы пишут, что после испытания культурной революции, народ Китая не готов вынести ещё одно десятилетие бедствий (让我们这些经历过“文化大革命”的人不禁暗自揪心--我们的党、国家和民族再也经不起新的十年浩劫) . В связи с этим СМИ США стали публиковать статьи, где рассказываются истории, как правительство КНР запустило механизм преследования составителей письма. Данной темой активно занялся писатель и публицист Кристофер Бакли (Christopher Buckley). Также темой заинтересовались такие издания, как The Washington Post и CNN. Кристофер Бакли (Christopher Buckley) является корреспондентом The New York Times. Ранее Бакли работал в Китае, однако в 2012 году покинул страну, так как ему было отказано в продлении визы. Бакли пристально следит за событиями в КНР и публикует материалы на самые чувствительные темы, связанные с политикой КНР. В публицистических материалах Кристофера Бакли приводятся истории китайских либеральных журналистов, которые, по версии Бакли, были обвинены правительством КНР в составлении письма. Так журналист-фрилансер Цзя Цзя (贾葭), как пишет Бакли, был задержан 15 марта при посадке на борт самолёта, отправляющегося в Гонконг. Бакли пишет, что Цзя Цзя несколько раз, под давлением, звонил своему товарищу в газету Wujie (无界新闻) с просьбой удалить статью. Еще одним героем статей Бакли стал китайский писатель и активист по вопросам права, проживающий в Нью-Йорке, Вэнь Юньчжао (温云超). В телефонном интервью Вэнь Юньчжао сказал, что его родители и младший брат были взяты под арест на юге Китая. По версии китайского активиста родители под давлением со стороны властей пытались убедить его признать участие в составление письма. Влиятельное английское издание The Economist опубликовало материал, под названием “Председатель всего” (Chairman of everything). The Economist публикуется в Великобритании с 1843 года. Редакция журнала придерживается позиций классического либерализма. В обширном материале редакция The Economist сообщает, что Си Цзиньпин председательствовал в кампании преследования диссидентов, которая по своим масштабам превзошла кровавое подавление беспорядков на площадь Тяньаньмэнь в 1989 г. Далее издание пишет, что Си Цзиньпин закрутил гайки государственного контроля над СМИ и усилил запрет на доступы к запрещённым в КНР сайтам (Mr Xi has presided over the biggest crackdown on dissent since the bloody suppression of the Tiananmen Square protests in 1989, arresting hundreds of civil-rights lawyers, academics and activists). Одним из серьёзных объектов информационного давления США на КНР стала сфера кибершпионажа. Со стороны США Китаю предъявлены обвинения в том, что КНР, якобы, разворачивает широкую кампанию по получению военных технологий США. Также США обвиняет КНР в краже научных и информационных технологий ведущих американских производительных компаний. В ноябре 2015 г. жертвой исламской организации ИГИЛ стал гражданин Китая Фан Цзихуэй (樊京輝). После данного инцидента в КНР был опубликован “антитеррористический закон” (反恐法). Закон вызвал ряд критических статей и замечаний со стороны США. В частности на страницах The Financial Times Барак Обама отметил, что новый закон может стать “лазейкой” для КНР в шпионаже в сфере информационных технологий (President Barack Obama expressed concern about draft provisions in the law that could force foreign information technology groups to provide the Chinese government with “back door” access to their products). В связи с раздуванием темы кибершпионажа правительством США началась проводиться кампания выявления ареста потенциальных участников кибершпионажа с китайской стороны. Ранее, в 2014 году Министерство юстиции США выдвинуло обвинения в шпионаже группе из пяти человек. В список обвиняемых Министерства Юстиции попали Huang Zhenyu (黄振宇), Wen Xinyu (文新宇), Sun Kailiang (孙凯亮), Gu Chunhui (顾春晖), Wang Dong (王东). Эта группа также подучила название “Шанхайская группа” (Shanghai Group). В следующем 2015 г в США была развязана охота на китайских учёных, которые подозревались в передаче чувствительных технологий в пользу КНР. Так в аэропорту Лос-Анджелеса был задержан профессор Тяньцзиньского университета Чжан Хао (张浩). Он был обвинён в присвоении системы акустического резонатора (FBAR) с целью внедрения технологий в КНР. Очередным подозреваемым в шпионаже в пользу КНР стал американский учёный китайского происхождения Си Сяосин (郗小星). Г-н Си Сяосин является председателем департамента физики Темпльского университета. Еще одно дело было заведено на американского учёного китайского происхождения Шерри Чен (陈霞芬). Однако впоследствии The New York Times опубликовали материалы о том, что было проведено дополнительное расследование данных инцидентов. В результате, по версии издания, выяснилось, что в отношении американских учёных китайского происхождения следствием были допущены ошибки. США обвиняет КНР в атаке на американские корпорации, с целью присвоения новых технологий, что, по словам СМИ США, является прямой угрозой национальной безопасности. С другой стороны отметим, что в 2014 г. бывший агент ЦРУ Эдвард Сноуден (Edward Snowden) опубликовал материалы, разоблачающие американскую систему негласного сбора информации PRISM. Также отметим, что в 2001 г. в США был издан так называемый “Патриотический акт” (USA PATRIOT Act/ Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism Act of 2001). Акт был принят после террористического акта 11 сентября 2001 года. Действие данного акта, по сути, дало США широкие полномочия по осуществлению надзора за гражданами. На страницах СМИ США и Англии разворачивается тема культа личности председателя КНР Си Цзиньпина. Англосаксонские СМИ стремятся убедить мировую общественность в том, что председатель КНР говорит о соблюдении принципа международного права, но в его стране, якобы, законодательство не действует. В 2015 г англосаксонскими СМИ была также развёрнута целенаправленная мощная кампания против президента РФ В.В. Путина. После официального обращения сирийских властей Россия начала наносить авиаудары по ИГИЛ. В связи с этим политики и СМИ США убеждают мировое сообщество, что РФ, под предлогом борьбы с ИГИЛ, наносит удары по так называемой умеренной оппозиции. Россию обвинили в увеличении потока числа беженцев с целью, якобы, ослабить Европу, а также в поддержке ИГИЛ. Говоря о России, система американских СМИ специально делает акцент на том, что Россия якобы никак не может отойти от предрассудков своей прошлой истории, что так называемые “имперские амбиции” России глубоко укоренились в умах людей и руководителей страны. Так, в западных СМИ фигурируют следующие заголовки: “Новая игра” (The new game); “Война Путина на Западе” (Putin’s war on the West); “Владимир свободный” (Vladimir unbound); “Разрушительная уловка Путина” (Putin’s distraction ploy); “Опасность на пороге у Путина” (The peril beyond Putin) и др. С другой стороны СМИ Запада наносят удар по России изнутри, осуществляя поддержку российских либеральных журналистов и деятельность некоммерческих организаций. К таким организациям относятся Горбачёв-Фонд, Московский центр Карнеги, Новая Газета, Эхо Москвы, Радио Свобода, Фонд Сороса. С целью проведения антироссийской пропаганды, а также ставя задачу внести раскол в отношения РФ и КНР, западные аналитики и журналисты опираются на мнение российских либеральных оппозиционеров. В первую очередь они опираются на мнения таких оппозиционеров, как М. Ходорковский, А. Габуев, А. Малашенко, М. Соколов, А. Кох, Ю. Латынина, Е. Киселёв, М. Ганопольский, исследователей Московского Центра Карнеги и др. В качестве примера приведём статью руководителя программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги А. Габуева “Рынок, где не ждали: поддерживают ли китайские банки санкции против России”. А. Габуев пишет, что, якобы, прошли тревожные слухи о введении КНР негласных санкций против России Также Автор Новой Газеты А. Полухин в своей статье “Подбрюшье Поднебесной” отмечает, что Россия всегда была бастионом Запада и объектом его экономической экспансии. Задача либералов в России состоит в том, чтобы в России как можно больше людей поверили в то, что самостоятельно Россия существовать не может. Журналисты-либералы внушают населению России, что необходимо мыслить в западных категориях, необходимо учиться у Запада, необходимо мыслить только в определённом ключе и направлении. Подтекст всей пропаганды направлен именно на то, что Запад сильнее, умнее на его стороне сила добра и правды. Либеральная пропаганда направлена именно на то, чтобы страна не смогла составить конкуренцию США на международной арене, но наоборот, приняла идеологию Запада, не сформировав свою. Отметим, что в противовес специально создаваемым антикитайским настроениям выступают видные российские китаисты и учёные. Востоковед Ю. Тавровский, в статье “Россия и Китай - два евразийских богатыря” пишет, что развитие взаимоотношений РФ и КНР вызывает тревогу со стороны США. В связи с этим в настоящее время, пишет автор, разворачивается настоящая геополитическая игра, где РФ и КНР необходимо продолжать укреплять двустороннее взаимодействие. Интерес представляет мнение доктора исторических наук, главного научного сотрудника Института Дальнего Востока РАН, члена научно-консультативного совета журнала «Россия в глобальной политике» Александра Ломанова. А. Ломанов пишет, что для того, чтобы не попасть в расставленную иностранцами «дискурсивную ловушку» новая идеологическая модель Си Цзиньпина создаёт защиту от проникновения «западных ценностей» и движется к созданию системы «китайских ценностей» в СМИ. Западные СМИ формируют определённую, выгодную для себя картину мира. Под маской продвижения демократических ценностей, прав и свобод на самоопределение, целью США стало ослабление РФ и КНР как во внутренней, так и во внешней политике. Очевидно, что целью данной пропаганды ставится внести раскол в отношения РФ и КНР. В КНР создана целая система государственных СМИ, с помощью которой Китай способен противостоять информационному натиску Запада. Более того государственный комплекс СМИ позволяет разъяснить политику КНР на международной арене. СМИ РФ совместно с китайскими СМИ ставят главной целью не только защиту национальных интересов, но и разъяснение главного внешнеполитического постулата: отношения между государствами будут выстраиваться на равноправных условиях, с учётом национальных интересов.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.