РОЛЬ ФЕСТИВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Блинова Е.Д.


Номер: 5-3
Год: 2016
Страницы: 161-164
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

фестиваль, фестивальная деятельность, культура, нравственность, воспитание, festival, festival activities, culture, morality, education

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена роли фестивальной деятельности в современной России, где очень важно духовно-нравственное воспитание молодежи. Но этим нелегко заниматься отдаленным регионам страны, где доступ к культурным ресурсам весьма ограничен.

Текст научной статьи

В современной России огромное внимание уделяется духовно - нравственному воспитанию молодежи. Проблемы нравственного воспитания, формирования любви к культуре и искусству являются актуальными - они постоянно поднимаются на референдумах и в СМИ, из чего можно сделать вывод, что в условиях современности именно в проявление любви к искусству, у населения власти видят основу крепкого, культурного государства. Проведение различных фестивалей, очень прочно вошло в повседневный обиход, в современной, художественной жизни Российской Федерации, что повлияло на формирование новых поведенческих моделей, финансирования, взаимодействия органами управления культурой, СМИ и спонсорами. Фактор, влияющий на проведение фестивалей - это нестабильность в экономике и политике страны. Но в то же время, фестивальная деятельность имеет большое значение для сохранения единства особого культурного пространства страны, в условиях массового сокращения гастрольной деятельности. Таким образом, для отдаленных участков (например: сельских), музыкальных, танцевальных коллективов, учреждений дополнительного образования, в том числе и для школ искусств - в данное время, это единственная возможность выступить за пределами своего села, района, города. Поэтому в данной статье состоится рассмотрение фестивальной деятельности в современных условиях на примере Районного Дома Культуры пос. Кировский, Приморский край. В данной работе затронуты проблемы, проведения и организации фестивалей на отдаленных участках России. Фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения, отличного от репертуара стационарных коллективов. Основная задача фестиваля - внести свежую струю в культурную жизнь страны, региона, города, создать максимально широкое поле притяжения как для профессионалов в области театра и музыки, так и для рядовых зрителей и слушателей. [5, c.374]. Художественный контекст, который является для любого фестиваля доминирующим, во времена нормативного, идеологизированного управления художественными процессами, оказывался едва ли не второстепенным и вспомогательным по отношению к политическим установкам на создание видимости реальности, интернациональности, народности и многонациональной культуры. Современные художественные задачи фестивальной практики значительно более многообразны, чем банальное обрамление тех или иных политических задач, и приведенное определение для современной культурной жизни является совершенно недостаточным. Существует вероятность, что в течение некоторого времени стабилизируется экономика в нашей стране и тогда фестивальная деятельность займет прочное место в общегосударственной и региональной культурной политике. Как сказал на заседании Совета при Президенте по культуре и искусству «Владимир Ильич Толстой: "Культура наряду с образованием и просвещением формирует человеческий капитал страны. На деле же по-прежнему культура - сама по себе, бюджет - сам по себе"."Есть желание, чтобы это дошло до глубинки, чтобы это дошло до сельских населённых пунктов, малых городов, чтобы дошло до регионов".»[2] Так как, на данный момент организационно-художественные формы проведения фестивалей в Российской Федерации, находятся в стадии формирования. На все это влияют постоянные изменения в социально-экономических условиях функционирования театров и организаций, занимающихся концертной деятельностью, а так же часто возникающий кризис бюджетного финансирования отрасли культуры, являющиеся факторами сдерживающими развитие фестивалей и фестивальной деятельности. Почти все в данной области, держится на любви к своему делу и энтузиазме конкретных организаторов и руководителей. Довольно таки сложно, анализировать фестивальную деятельность как организационно-художественную форму, функционирования исполнительских искусств, так как, данная сфера художественной деятельности, несмотря на многочисленную деятельность СМИ, все равно остается за пределами интересов, как специалистов менеджеров, так и товароведов, музыковедов, историков искусств и так далее. На протяжении последних тридцати-сорока лет, выработались устойчивые художественно-организационные формы проведение фестивалей, многообразные источники финансирования, а так же произошёл опыт накопления эффективного репертуара и маркетинговой деятельности, определены важные механизмы взаимодействия с органами государственного и местного самоуправления, спонсорами и СМИ. Фестиваль как организационно-художественная форма получил распространение в области зрелищных искусств - театра, музыки, цирка, кинематографа и даже телевидения. На заседание Совета при Президенте по культуре и искусству, Президент России Владимир Владимирович Путин заявил, что 2016 год, объявленный Годом Российского кино, в котором необходимо продолжить развитие сети кинопоказов в регионах России и, прежде всего, в малых городах. " 2016 год объявлен в России Годом российского кино. Надо сделать все возможное, чтобы он стал ярким, полезным для миллионов наших граждан. В частности, необходимо продолжить развитие сети кинопоказов в регионах России, прежде всего в малых городах", - сообщил Путин во время заседания Совета по культуре и искусству.[1] Исходя из выше сказанного, на базе РДК состоялся фестиваль, который способствовал привлечению различной (возрастной) аудитории со всего района, в том числе отдаленных уголков, а так же соединил в себе идею Года кино и продолжил развитие сети кинопоказов на отдаленных участках. Фестиваль называется «Играем в кино - смотрим, читаем, обсуждаем, танцуем». Цель данного фестиваля, это в первую очередь: • Сохранение русской кино-культуры, а так же знакомство публики с творчеством русских писателей по чьим произведениям создавались кино-шедевры; • Привлечение внимания к проблеме упадка спроса на русское кино; • Развитие интереса к книге и чтению, через визуальные образы кинематографа. Задачами данного фестиваля являются: • Привлечение слушателей различных социальных групп; • Обращение внимания общественности к достижениям и современным проблемам киноискусства; • Поддержание и пропаганда традиционного русского кино и литературы, как части универсального наследия человечества; • Формирование у детей понимания, уважения и любви к русскому кино и литературе; • Приобщение широких слоев населения к пользованию библиотекой.[4] Фестиваль проходил по трем направлениям: • Библиотечный видеосалон - «Смотрелки и читалки». Состоялся просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» по одноименному произведению А. С. Пушкина. Перед демонстрацией мультфильма, была прочитана лекция о жизни и творчестве Пушкина. После просмотра состоялось обсуждение увиденного произведения. Так же, в рамках фестиваля состоялась викторина и выставка-конкурс иллюстраций по мотивам произведения. • Костюмированный бал - «Книга в кадре: смотрим, танцуем». Состоялся стилизованный бал, по мотивам фильма Стиляги, режиссёра В.П. Тодоровского, просмотр которого был устроен ранее. Участники были в костюмах соответствующих тому времени, а именно второй половины 1940г-1960г. Путем зрительского голосования были выбраны «Король и Королева» балла, а так же «Лучший костюм». • Литературно-музыкальный видеосалон - «Эти дни, когда-нибудь, мы будем вспоминать». Посвящённый памяти певице и народной артистке СССР К. И. Шульженко. Вначале вечера, аудиторию ознакомили с творчеством певицы - стихами и отрывками из любимых произведений. Выступление клуба Ветеранов с концертной программой К. И. Шульженко. Затем состоялся просмотр документального фильма «Три вальса» о жизни и творчестве певицы. Анализируя прошедший фестиваль, можно заключить, что в целом он прошел на высоком уровне. Все пришедшие зрители были довольны, никто не ушел равнодушным. Слушатели приезжали даже из отдаленных сел. Публика была насыщенной и смешанной, каждому нашлось мероприятие по вкусу. Подводя итоги, можно сделать заключение, что нужно регулярно проводить подобного рода фестивали, так как: • Во - первых, создается своеобразная, неповторимая публика из всего края, отдаленных его уголков, в частности сел; • Во вторых, повышается рейтинг данного учреждения культуры; • В третьих, повышается интерес публики к проводимым такого рода мероприятиям. Существует мнение что, региональные фольклорные фестивали должны помочь в решении проблем, связанных с освоением самодеятельными фольклорными коллективами местных традиций. Если все правильно организовать, то такой фестиваль не будет замкнут стенами домов культуры, но в тоже время захватил бы весь город или все село. Фестиваль был бы обращен и к огромной аудитории зрителей и слушателей, и к работникам культуры и искусства, к деятелям художественной критики и к фольклористам. Он мог бы сопровождаться и чисто деловым симпозиумом по проблемам сохранения и развития местных традиций, и включать выставку произведений народного прикладного искусства, и многое другое. Региональный характер фестивалей придал бы им единство и интерес с культурно-этнографическойточки зрения. В таких сложившихся условиях, местный фестиваль, не считая своих традиционных задач, должен решать проблемы художественной практики самодельных, местных коллективов. В рамках фестиваля, данная задача может быть решена через предоставление коллективами, концертных или конкурсных программ, которые показывали бы публике владение местными традициями. Разумеется, основным критерием оценки при проведении конкурсного просмотра должна быть достоверность воссоздаваемого материала, определяющая, в том числе и исполнительские качества коллективов. Таким образом, мы подходим к основному выводу. Что в нашей стране трудно переоценить значение культуры в духовно - нравственном воспитании подрастающего поколения. Ведь культура является основной объединяющей силой, заставляя людей ощущать свое родство не только с предыдущими поколениями, но и испытывать те же чувства по отношению друг к другу. В современных условиях социальной и экономической нестабильности, организация фестивальной деятельности, не только на отдаленных участках, но и в целом в стране, является наиболее сложной и важной задачей, стоящей перед государством, вот почему к данному процессу следует относиться, как к сложной и многоплановой деятельности, где, прежде всего, охватывается институт семьи и образования.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.