ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКАЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА Дягилева Т.Н.

СКГУ им. М.Козыбаева


Номер: 5-4
Год: 2016
Страницы: 41-44
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

самоактуализация, потенциал, самореализация, self-actualization, potential, self-realization

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье исследуются общие положения художественно-творческой самоактуализации педагога музыканта, определяются требования к потенциалу личности, рассматривается совокупность его двух основных аспектов: внутриличностного и внешнего.

Текст научной статьи

Художественно-творческая самоактуализация (ХТС) педагога музыки рассматривается как специфическая деятельность по самоосуществлению его художественно-творческого потенциала, разворачивающаяся в процессе профессионального труда [2,с.126]. Под потенциалом понимаются - «источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой - либо задачи, достижения определённой цели…[1,с.1058]. Исследование научных трудов показало, что данный феномен трактуется по-разному. А. Маслоу делал акцент на врожденную природу человека в вопросе потенциала. [3,с.214]. Т.Артемьева добавляет ещё индивидуальные особенности, которые отличают одного человека от другого. [5,с.67]. Таким образом, под потенциалом личности можно понимать совокупность природных свойств, индивидуальных особенностей и характеристик личности, которые сложились в результате жизнедеятельности человека и его взаимодействия с культурой. Любой человек должен исходить из того уровня культуры, который выработан человечеством. Именно он определяет уровень требований, предъявляющийся к развитию данной личности. Присвоение этих творений человечества и есть начало её развития. Свою профессию человек выбирает сам из своих способностей, наклонностей и того начального потенциала, который имеет тенденцию к развитию в процессе деятельности. Представители гуманистической психологии (Дж.Буженталь, А. Маслоу, Э.Шостром и др.) признают, что главный путь к самоактуализации лежит через осознания себя, своей сущности и предназначения. [3,с.224]. Под художественно-творческим потенциалом педагога музыки понимается совокупность его внутриличностных возможностей, выступающих средством успешного осуществления музыкально-педагогической деятельности. Внутриличностными возможностями здесь выступают: художественно-творческие способности (музыкальные, исполнительские, творческие и др.), художественно-творческий опыт (общения с искусством, информационные знания, умения, навыки и др.) и личностно-ценностные отношения. [2,с.228]. В науке существует немало попыток выделить конкретные качества самоактуализирующейся личности. А.Маслоу отнес к ним: заинтересованность, стремление к адекватному восприятию действительности; спонтанность и естественность; безоценочное восприятие себя и других; стремление к независимости; доверие себе, честность, ответственность; творческие способности; внимательное отношение к собственным потребностям и желаниям; стремление осознавать свои защиты, сопротивления, комплексы, манипуляции; демократический характер Из способностей - музыкальных, творческих, исполнительских, художественных, основными для самореализации являются творческие и художественные. Это связано с тем, что все необходимые исполнительские и музыкальные способности педагога музыки актуализируются ещё на этапе подготовки к профессионально-педагогической деятельности. У способностей существует определённый предел развития, обусловленный природными особенностями каждого конкретного человека. Авторы Ю.И.Алешин, Л.Я.Гозман, М.В.Загик, М.В.Кроз выделяя 14 свойств, которыми должна обладать самоактуализирующаяся личность отмечают, обязательное обладание творческой направленностью как одним из ее концептуально важных элементов [4, с. 93]. Выделенные C.JI. Братченко и М.Р. Мироновой критерии личностного роста, на наш взгляд, также могут быть отнесены к качествам самоактуализирующейся личности. Среди них авторы перечисляют важнейшие с их точки зрения интраперсональные и интерперсональные свойства. К первой группе отнесены: принятие себя, открытость внутреннему опыту переживаний, понимание себя, ответственная свобода, целостность, динамичность. Вторая группа включает: принятие других, понимание других, социализированность, творческая адаптивность [5, с.13]. Особенности самоактуализации во многом зависят от характера деятельности, в которой она реализуется. Главной отличительной чертой профессиональной деятельности учителя музыки является ее ярко выраженное художественно-творческое начало. То есть, педагог призван организовать на занятии непросто учебную работу дошкольников, а художественно-творческую деятельность на основе равноправного сотрудничества с детьми (О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Л.Г. Арчажникова, Н.А. Ветлугина, Л.В. Горюнова, В.Д. Критская, В.В. Медушевский, В.О. Усачева и мн. др.). В процессе такого сотворчества должна раскрываться самоактуализирующаяся личность педагога, с одной стороны, и быть созданы условия для развития качеств самоактуализирующейся личности у дошкольников, с другой. Следовательно, систематическая актуализация требует наличия совершенно определенных условий внутреннего (внутриличностного) и внешнего планов. Результатом развития является самореализация. Самореализация педагога музыки непосредственно связана с преобразованием собственной педагогической деятельности, что проявляется в изменении способов решения организационных, коммуникативных, исследовательских задач. Одной из центральных задач, стоящих перед современной школой, дошкольными образовательными учреждениями является воспитание в каждом ребенке Личности: неординарной, творческой, самостоятельной, способной к саморазвитию и самореализации собственного потенциала. Однако решить данную задачу могут только педагоги, сами являющиеся такими личностями. Исследования показывают, что степень сформированности у педагога различных качеств самоактуализирующейся личности и эффективность его профессиональной деятельности находятся в тесной взаимосвязи. Самоактуализация педагога-музыканта, направленная на преобразование личности обучаемого мобилизует все внутренние резервы педагога во имя достижения цели - образования детей. Самоактуализацией известнейших музыкантов-педагогов прошлого и современности (Э.Б. Абдуллин, Ю.А. Алиев, Л.В.Горюнова, Д.Б.Кабалевский, В.Н. Шацкая, Б.Л.Яворский и др.) в педагогической деятельности стала новая концепция музыкального образования, методика преподавания или программа по музыке. Каждая индивидуальность неповторима и своеобразна, специфика же любой профессиональной деятельности (особенно педагогической) выдвигает конкретные требования и ставит специалиста в достаточно жесткие рамки требований к нему. Это обстоятельство зачастую ведет к формированию соответствующих психологических защит, которые не позволяют педагогу быть собой, открыто и свободно самоактуализироваться, развивая собственную индивидуальность. Показательно в этом смысле высказывание Э. Шострома: «Современный человек в результате своего бесконечного манипулирования потерял всяческую возможность выражать себя прямо и творчески и низвел себя до уровня озабоченного автомата, который все свое время тратит на то, чтобы удержать прошлое и застраховать будущее» [4, с. 50]. Самоактуализация - явление противоположное манипуляторству. Она предполагает полное и непрерывное самопроявление, саморазвитие и самореализацию личностью своего индивидуального потенциала. А. Маслоу рассматривал данный феномен как «мета-потребность», то есть духовную потребность и ценность высшего уровня. Согласно его мнению, именно она отличает человека от животного. Ученый в разные годы, в разных своих работах давал отличающиеся определения данному явлению. Одним из наиболее удачных выглядит следующее, при котором самоактуализация понимается как стремление к самоосуществлению [3, с.220]. Проанализировав существующий в науке опыт, имея в виду специфику профессии руководителя музыки в ДОУ, особенности художественно-творческого потенциала учителя, а также, опираясь на критерии необходимости и достаточности, можно выделить основные составляющие внутриличностных условий самоактуализации педагога-музыканта: личностная направленность, самоценность, субъектностъ, равновеликостъ, стремление к независимости и свободе, доверие себе, самоуважение, ответственность, диалогичность, общетворческие способности, нестереотипностъ художественного мышления, интраперсоналъные качества, научно-теоретическая и практическая подготовленность. Одной из важнейших характеристик полноценной и позитивной самоактуализации является адекватность. Это означает, что качества психофизиологической готовности должны сочетаться с профессионализмом учителя и их адекватной самооценкой со стороны педагога. Итак, определяющим условием ХТС является комплекс соответствующих качеств педагога-музыканта. Однако, важное значение для эффективного осуществления ХТС имеют условия внешнего порядка. Наиболее значимы из них следующие: социальная востребованность, атмосфера психологического комфорта в коллективе, методическая и техническая обеспеченность, организации специальной подготовки учителя к ХТС. Итак, реализация ХТС как неотъемлемой характеристики и функции профессиональной деятельности педагога-музыканта для своего осуществления требует наличия определенных условий. Данные условия выступают в единстве двух основных аспектов: внутриличностного и внешнего. При этом приоритет по критерию значимости отводится условиям внутреннего плана. Однако их формирование, функционирование и развитие в высокой степени детерминируется внешними условиями. Гармоничное единство трёх видов преобразования- самого себя, своей профессиональной деятельности и личности обучаемого гарантирует эффективность художественно-творческой самоактуализации педагога музыки.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.