ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ В РЕГИОНАЛЬНОМ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ ГАЗЕТНОМ ИЗДАНИИ Васильева С.С.

Волгоградский государственный университет


Номер: 5-5
Год: 2016
Страницы: 19-22
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

медиакритика, литературная журналистика, литера-турная критика, газетные жанры, media communications, literary newspaper, literary journalism, literary criticism, newspaper genres

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается областная культурно-просветительская газета как тип издания; анализируется литературный компонент издания, представ-ленный литературно-художественными произведениями, литературно-критическими и художественно-публицистическими публикациями.

Текст научной статьи

Изучение региональной журналистики позволяет уточнить характеристики общероссийского информационно-культурного пространства и объективно показать современный художественный процесс. В региональном газетном дискурсе авторами литературно-критических публикаций являются не только журналисты. В качестве критиков выступают волгоградские писатели, вузовские преподаватели-филологи, непрофессиональные критики: сотрудники библиотек, архивов, государственных и муниципальных центров культуры и искусства, а также читатели без специального образования. Как отмечает А.П. Короченский, подобная ситуация стала почти «нормой» для современного медиапространства [2]. Рассмотрим особенности литературно-критического дискурса литературной журналистики на материале волгоградской «областной культурно-просветительской газеты» «Грани культуры». Концепция «Граней культуры» (тираж - 999 экз., 16 полос, периодичность - 2 раза в месяц, печать - многоцветная, распространяется по подписке, архив номеров доступен на сайте Комитета по культуре Администрации Волгоградской области) ориентирована на объединение творческих союзов, представителей культуры и искусства региона с гуманитарной целью стимулирования творческого потенциала местной культуры. Газета верстается тематическими полосами. Показательна рубрика «Газета в газете», в которой 2 полосы предоставляются волгоградским профессиональным (корпоративным) газетным изданиям. Так, в 2014-2015 годах на страницах «Граней культуры» размещались «писательская» газета «Парнас» и «газета архивистов Волгоградской области» «Вести из архивов». Художественные произведения как отдельный материал редко встречаются на страницах «Граней культуры». В городе существует Волгоградское отделение СП России, члены которого обладают активной писательской и общественной позицией, участвуют в формировании «культурного поля» региона. Но их произведения в «Гранях культуры» почти не публикуются. Предпочтение отдается творчеству непрофессионалов. Такой выбор для региональных печатных СМИ обусловлен тем, что «в провинции, литературная журналистика, несмотря на изменившиеся информационно-коммуникативные условия, продолжает оставаться значимым ресурсом формирования социокультурного пространства региона и частью общенациональной культуры» [3, 450]. Определим круг авторов литературно-критических публикаций. Например, в №10 (122) за 2015 без указания авторов опубликована примерно 1/3 информационных материалов; штатными журналистами (Юлия Гречухина, Ольга Абдуллаева, Александр Иванов, Татьяна Данилова) - 6 материалов (интервью, новостные заметки, репортажи); перепечатки из других изданий - 1 материал («По материалам www.nicelady.ru»); внештатными сотрудниками, основной род профессиональной деятельности которых не связан с журналистикой и/или критикой - 6 материалов (Яна Старжевская - библиотекарь, Алла Старовойтова, заместитель председателя ВОО МОФ «Российский фонд мира», Елена Ковальская - методист первой категории организационно-методического отдела волгоградской областной детской библиотеки, Юрий Торгашов - председатель Совета ветеранов, Лариса Сафарова - музыковед, заслуженный деятель искусства, член Союза композиторов России, Галина Политова - жена писателя (!), без указания профессии). В литературно-критических публикациях материалом для анализа является творчество волгоградских профессиональных и непрофессиональных авторов. Редакционная политика газеты предполагает возможность знакомства читателей с творческими людьми региона, активно проявляющими свои литературные способности в качестве журналистов-критиков и писателей. Показательна публикация редакцией «Граней культуры» «письма читателя» под названием «Можно услышать флейту…» (ГК, 2015, №8 (120) апрель). Оно написано Петром Мятешовым, председателем Комитета по образованию Новониколаевского района. Во введении редакцией сообщается о гастролях ТЮЗа по области с премьерным спектаклем по пьесе Н. Коляды «Скрипка, бубен и утюг», но «не успел театр вернуться домой, а из Николаевска уже пришло письмо…». Редакция газеты сохранила в публикации жанровые признаки «письма читателя». Оно начинается традиционно: «Здравствуйте! Вчера - спектакль «Скрипка, бубен и утюг», вчера же - осмысление увиденного, которое воплотилось в своего рода эссе (возможно, имеется в виду эссе как «размышление» - прим. Автора). А сегодня я рискну отправить свой прозаический экспромт с одной целью - сказать спасибо режиссеру и актера ТЮЗа». Рефлексируя по поводу жанровой принадлежности своего читательского критического отклика, автор приходит к выводу, что это «эссе». На наш взгляд, «письмо читателя» имеет признаки «театральной заметки». В небольшой новостной заметке (автор - Елена Иванчук, директор «МКУ Центр КСБО «Новожизненский») «У семейного очага» сообщается о работе любительских клубов по интересам при библиотеках (ГК, 2015, №1 (113) январь, рубрике «Губерния»). Для нас показательна авторская уверенность в необходимости информировать читателей о присутствии на одном из заседаний такого клуба «пишущих» земляков - поэтов Вячеслава Васильевича Карпова и Николая Алексеевича Новикова. Далее в соответствие с жанром сообщается о том, как прошла первая часть встречи. Автор цитирует одно из стихотворений, выражает надежду, что пришедшая на заседание молодежь тоже будет писать. Также для нас показательно утверждение автора о необходимости встреч с местными писателями-непрофессионалами: «…у местных поэтов появилась возможность проявить свои таланты, поделиться с друзьями и единомышленниками своими творческими находками: они пишут стихи, издают книги и имеют право быть услышанными доброжелательными односельчанами». Вторая часть встречи посвящена персональной выставке акварельной живописи местного священника. В заключение автор приходит к выводу о важности культурно-просветительской миссии подобных клубов: «… деятельность гостиной «Семейный очаг» - это эффективный способ поддержки местных авторов и приобщения взрослых и детей к миру прекрасного». В июльском номере (ГК, 2015, №14 (126) июль, рубрика «Память») опубликована юбилейная заметка «Я устал от войны»: к 90-летию со дня рождения писателя Петра Селезнева», подготовленная Ириной Петровой (кандидатом исторических наук, главным специалистом Государственного архива Волгоградской области). И. Петрова подробно перечисляет основные события творческой биографии писателя, дополняя их автобиографическими высказываниями писателя и высказываниями о писательском труде, о своем творчестве; сообщает об обстоятельствах собственного читательского открытия Селезнева-романиста. Завершается заметка обращением-призывом к читателю, к сожалению, традиционным: «Прочтите хотя бы одно произведение писателя, оно не оставит вас равнодушным!» В качестве критиков иногда выступают и писатели. Но это единичные случаи. Так, писательская критика представлена рецензией известного волгоградского поэта Василия Макеева на рукопись начинающего поэта Виктора Самохина (ГК, 2015, №22 (134) ноябрь). Публикация сопровождается фотографией поэта и «Справкой ГК», представляющей его как «потомственного казака», земляка, члена литературной студии при региональном отделении СП России; также включены три стихотворных текста под общим заглавием «Поэтической строкой». Анализ В. Макеевым особенностей самохинской творческой манеры осуществляется в контексте собственных писательских размышлений о современной поэзии. В. Макеев использует характерные для писательской критики приемы метафорической оценки, дает объективную оценку творческой манеры поэта, не ориентируясь на собственную поэтическую практику. К сожалению, писательская критика почти отсутствует на страницах анализируемого издания, минимизируя тем самым реализацию культурно-просветительской функции «Граней культуры». Редакционная политика допускает «перепечатки» из других изданий. Примером является публикация-перепечатка Дмитрия Шеварова («Российская газета», № 6804 (233)) о и новой книге Бориса Екимова «Возвращение», вышедшей в московском издательстве «Никея» (ГК, 2015, №21 (133) ноябрь). Редакция дополнила публикацию рубрикой-врезкой «Кстати», сообщающей о вхождении екимовского романа «Осень в Задонье» в короткий список премии «Большая книга» 2015 года и фотографией писателя. В целом, газета «Грани культуры», позиционирующая себя как культурно-просветительское издание, соответствует читательским ожиданиям. Это единственное волгоградское газетное издание, в котором широко и подробно освещается культурная жизнь Волгоградской области, что находит подтверждение не только в рубрикации разделов, но и в контенте издания. Фестивали и конкурсы, выставки и презентации, творческие встречи, премьеры спектаклей и концертные программы, события из театральной, клубной, студийной, библиотечной, музейной сфер - всё это кропотливо собирается в «панораму» культурной жизни Волгоградской области и представляется на суд читателя. Рискнём предположить, что предпочтение отдается «парадной» стороне это жизни. Может быть, поэтому доминируют информационные жанры? Изданию все-таки не хватает публикаций-дискуссий, полемических и проблемных статей, которые и формируют читательскую уверенность в объективности позиции издания. Редакционная политика направлена на привлечение к сотрудничеству активной части творческой интеллигенции. Преобладание жанров рецензии и заметки говорит о востребованности литературной критики и актуальности литературного критика-журналиста. На наш взгляд, полноценная реализация культурно-просветительской функции издания возможна при более расширенном включении художественных произведений и художественной публицистики (фактически отсутствующей) в контексте издания.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.