РОЛЬ ЯЗЫКА НАРОДА В НАЦИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ Хиринская Е.В.

Государственный гуманитарно - технологический университет


Номер: 6-3
Год: 2016
Страницы: 117-120
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

родной язык, национальное воспитание, нравственный идеал, национальный менталитет, полифункциональная универсальность, личность ребенка, native language, national education, moral ideal, national mentality, multifunctional versatility, the identity of the child

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В данной статье анализируются концептуальные идеи педагогического наследия XIX века о роли языка народа в национальном воспитании. Исследуются потенциальные возможности расширения понятийно - смыслового поля родного слова как феноменального явления аккумулирующего в себе все самобытные богатства народа.

Текст научной статьи

Приоритет образования в национальной государственной политике, признание актуальности сохранения и развития значимости русского языка, необходимость разработки перспективных направлений концепции национального воспитания обусловили возрастающий интерес широкого круга современных исследователей к проблематике глубокого и всестороннего осмысления роли языка народа в духовно - нравственном становлении и развитии личности ребенка - будущего нашей страны. Тем не менее, необходимо заметить, что соотношение интересов и взглядов общества, государства и личности на национальное воспитание в разные исторические периоды не отличалось статичностью, а его динамика зависела от трансформации различного рода факторов. Эти обстоятельства проецировались на все его системообразующие элементы. Веками в России складывались традиции, обычаи, формировались морально-нравственные устои, развивались эстетические и этические представления, определялись основы воспитания, которые имеют своей целью, прежде всего, поддержание менталитета нации, сохранение и передачу сложившихся культурно - исторических и духовно - нравственных ценностей. На индивидуально - личностном уровне национальный менталитет (от франц. mentalite - духовность) формируется в процессе обучения и воспитания, самореализации личности, частичного или полного принятия самобытных идеалов, осознания принадлежности своему народу. Ребенок усваивает азы этого наследия разными способами: непосредственно - будучи включенным в образовательную деятельность и опосредованно - благодаря природе, семье, обществу, религии и родному слову, которые, по словам К.Д.Ушинского - основателя отечественной научной педагогики, являются «гораздо сильнейшими воспитателями» [7,18]. Формулируя «свободно, глубоко и широко, на основании науки» [7,21] ведущую цель национального воспитания как принимаемый обществом нравственный идеал, в качестве основополагающего средства её достижения следует рассматривать язык народа - «один из могущественнейших воспитателей человека» [7,34-35]. Его полифункциональная универсальность [8,829] обеспечивает целостность образующихся взаимосвязей «человек - субъективные и объективные реалии - этнос - духовная культура». По мере актуализации этой задачи, решается проблема односторонности его восприятия в качестве основного инструмента коммуникации - средства общения. Л.Н. Толстой - «великий художник слова» и «совесть мира» [9,50] подчеркивал, что в воспитании детей заложен огромный потенциал самосовершенствования личности человека [2,351]. Для нравственного блага ребенка, который по своей сути является уникальным в своём совершенстве созданием, необходима красота и доброта языка, доступность, конкретность, «нужен просто хороший, мастерской язык» [6,132]. Всестороннее и глубокое познание его особенностей, способствует органичному раскрытию всех духовных начал, заложенных в нем от природы. Расширить рамки понятийно - смыслового поля родного слова, детерминированные внутренним и внешним миром, в котором пребывает определенный этнос, представляется возможным благодаря ассоциации истории народа с историей его языка. Фундаментальным изучением этой взаимосвязи занимались многие выдающиеся ученые: М.В.Ломоносов, Ф.И.Буслаев, В.В.Виноградов, А.Х.Востоков, Я.К.Грот, С.И.Ожегов, А.М.Пешковский, Д.Н.Ушаков, А.А.Шахматов, Л.В.Щерба и др. Через отождествление понятий «слово - язык - народ - дух - культура - история» (В. фон Гумбольдт, А.А. Потебня, В.А.Богородицкий) раскрывается любовь человека к своему языку - близкому и понятному с детства, на котором говорили не только отец и мать, но и все предыдущие поколения. Талантливый русский филолог И.И.Срезневский подчеркивал фундаментальность и непреходящую ценность его богатства в работе «Мысли об истории русского языка и других славянских наречий». Все языковые процессы, писал автор, развиваются в соответствии с определенными законами «разумение их необходимо должно озарять своим светом наблюдение подробностей языкознания» [4,2]. В симбиозе «история народа - история языка» он подчеркивает актуальность научного подхода к изучению родного слова, несущего функциональную нагрузку корневого звена речевой деятельности. Перемещаясь в духовный мир этноса, язык обретает силу «по мере усиления образования народа» [4,4]. Многогранность и сложность его влияния на морально - нравственное совершенствование личности человека раскрывается в теории и практике педагогического наследия. Видный деятель отечественного просвещения Д.И. Тихомиров, анализируя воспитательные ориентиры начальной ступени общеобразовательной школы писал, что именно учитель родного языка «даст первоначальные понятия из жизни родной природы и людей и взаимоотношений между ними, первоначальное познание родины в её настоящем и прошлом, даст нравственные понятия и воспитает чувства, руководящие жизнедеятельностью человека в его отношениях к другому и другим - в семье, в обществе, в государстве, выработает умения и навыки, важные для дальнейшего, уже самостоятельного, духовного развития» [5,6]. В гармонии двух аспектов проявления языка: внутреннего и внешнего, заключается успешность интеллектуального и духовно - нравственного развития личности ребенка. Воспитывая и обучая родным словом, мы помогаем ему «стать членом той великой семьи, которая зовется народом, стать родным сыном своей страны» [5,9]. Таким образом, личностью ребенка присваиваются элементы национальной культуры, формируется, развивается и укореняется чувство национального единства и народности. Говоря о пассивной и активной позиции ученика в процессе духовного обогащения, педагог обращал внимание на то, что путь «непосредственных восприятий и активного усвоения мало находит себе места в школьном обучении» [5,16]. Материал эмоционально - чувственного восприятия окружающей действительности создает первоначальную почву для развития душевных сил через объединение понятий, образов, мыслей со словом, обретающим в этом синтезе содержательное наполнение. Весь характер реальной жизни, считал известный русский педагог Н.Ф.Бунаков, определяется именно преобладающими в обществе идеалами. Динамичность структуры их характерных черт, детерминирует изменение реальной жизни социума и отдельной личности. Чем они выше и благороднее «тем более движения, нравственного достоинства, благородства, человечности в жизни» [1,157]. Для нравственного воспитания подрастающего поколения необходимо дифференцировать наиболее существенные характеристики того идеала, к которому стремиться отечественная школа, чтобы через своих учеников проецировать их в жизнь. Автор, выстраивая модель духовно - нравственного воспитания ребенка, раскрывает такие системообразующие элементы, как уважение труда, национальная самобытность, понимание и трепетное отношение к истокам своего народа, формирующееся в процессе обучения языку и анализа литературного образца, «носящего на себе яркую, живую печать народного духа, представляющего идеальное изображение русской природы и русской жизни» [1,161]. Именно оно раскрывает суть, ведущую идею описываемого предмета, факта, обстоятельства. Любовь к Отечеству, прививаемую «путем изучения родной страны с её жизнью и путем расширения личных интересов ученика до интересов общественных <…> и вообще любовь к человеку, в обширном смысле слова» [1,161]. Осознанно принимая все духовные богатства своего народа, ребенок совершенствуется нравственно, достигая гармонии в соотношении субъективных целей - интересов с особенностями национального характера, без внутриличностного конфликта. Воспитательный потенциал родного слова позволяет формировать многие важные стороны характера: самоанализ, самоконтроль и самокритичность. В ходе педагогической деятельности Н.Ф. Бунаковым были определены средства нравственного воспитания, которыми располагает школа: содержание и характер обучения, личность учителя, «школьные порядки и способы поддержания и утверждения их» [1,165]. Известный российский педагог В.Н.Сорока - Росинский, исследовавший широкий круг проблем создания русской школы как национального феномена полагал, что основой нравственного развития является народность воспитания, рассматриваемая в широком смысле как идея. Кроме того, необходимо различать такие понятия как «национальное воспитание и воспитание национального чувства» [3,65]. Семья, труд, песня и сказка, «воспитание в духе государственности и гражданственности новых поколений» [3,90]. Принцип нации, как нравственной идеи наполняет содержанием понятия государства и гражданства. По мнению педагога, государство - это родина, народ и нация, которые необходимо рассматривать в качестве принципа государственного воспитания. Русская культура, в которой дух народа сливается с субъективно - личностными особенностями каждого человека, выступает главным инструментом обучения и воспитания, являясь «средством приобщения всех народностей Российской империи к общекультурному, к общегосударственному, к общехозяйственному единству» [3,93]. Родной язык, как её неотъемлемая часть - это основной путь «приобщения всех к общегосударственной жизни» [3,94]. Тем не менее, любого рода искусственное доминирование национально - русского элемента в воспитании В.Н.Сорока - Росинский считал крайне недопустимым, нарушающим общую гармонию развития личности ребенка. Таким образом, содержательный компонент языкового пространства родного слова, в котором находится ребенок необходимо максимально обогатить с тем, чтобы параллельно усвоению норм, правил и законов языка формировалось его восприятие с точки зрения феноменального явления аккумулирующего в себе все самобытные богатства народа.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.