ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ Иванова Ю.Е.,Цвиченко А.Ю.,Кузнецова А. Я.

Новосибирский государственный педагогический университет


Номер: 6-5
Год: 2016
Страницы: 10-12
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

естествознание, право, педагогика, гуманизм, ценности , natural history, law, education, humanism, values

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются общие положения теории естественного права, основы гуманистической педагогики, а также их непосредственная взаимосвязь.

Текст научной статьи

Одной из главных тенденций в философии права второй половины двадцатого столетия стало возникновение новых форм правового натурализма в качестве реакции на теоретические и методологические установки юридического позитивизма. Новые теории естественного права по содержанию существенно отличаются от предшествовавших им концепций в классической традиции. Стоит заметить, что без идей и принципов естественного права правовой натурализм не может в полной мере раскрыться как особый способ философский рассуждений о праве. Таким образом, естественное право как бы является фундаментом в основании философии, неразрывно связанным со всеми ее компонентами. Актуальность познания сущности права обусловлена тем, что в условиях социально-экономических преобразований всех сфер общественной жизни в современной отечественной системе образования и воспитания происходит смена культуры общественных отношений, базирующихся на приоритете коллективных прав, на культуру, основанную на признании личных (гражданских) прав и свобод [6]. Представители современных теорий естественного права в своей критике позитивистских аргументов о праве сохраняют ряд известных постулатов классической традиции: - существуют объективно заданные моральные нормы и принципы, лежащие в основе миропорядка и познаваемые человеческим разумом [4]; - естественное право - юридическая форма определенных моральных принципов, составляющих основу нормативного правопорядка; - индивид обладает совокупностью естественных и неотчуждаемых прав, существование которых объективно предшествует появлению норм позитивного права [5]; - нормы позитивного права должны соответствовать принципам естественного права, а также принципу lexinjustanonestlex, понятому в том смысле, что несправедливые законы не создают моральных обязательств [2]. Гуманистическая педагогика - направление в теории и практики воспитания и обучения, основывающееся на том, что ребенок - высшая ценность и самоцель исторического развития человеческой деятельности в области образования, центр «педагогической Вселенной»; провозглашающее уникальность личности подрастающего человека. Гуманистические идеи, получившие идеи, получившие развитие в философско-педагогических трудах мыслителей разных эпох, являются основополагающими для современной трактовки феномена гуманистической педагогики [1]. На современном этапе приоритетными направлениями гуманистической педагогики являются отказ от идеологии формирования личности и переход к идеологии ее развития [3]. Приоритетно принятие педагогом позиции фасилитатора, помогающего становлению личности ребенка; определение базовых условий личностно-центрированного обучения. Наблюдается наличие процесса «значимого учения», проистекающего из естественного интереса ребенка, его желания открывать, познавать, пробовать; конгруэнтность учителя. Приветствуется искренность, естественность, уверенность ученика в себе, готовность учителя представить различные дидактические средства учащимся для продвижения в знании; противопоставление доминирующему интеллектуализму в образовании развивающего обучения и личностно-ориентированного характера воспитания [7]. Вопрос о естественном праве есть центральный, жизненный вопрос в гуманистической педагогике. Именно гуманистическая педагогика выдвигает на первое место признание человека как высшей общечеловеческой ценности, уважение к его личности, его достоинству, защиту его прав на свободу и развитие, утверждение демократических принципов в его воспитании и образовании. Все эти положения представлены в основных концепциях естественного права: проблема сочетания свободы человека и естественного порядка его существования в природе и социуме, взаимодействия норм морали и юридического закона в регуляции правомерного поведения личности и т.п. В целом, можно определить понятие «естественное право» в педагогике как моральную и ценностную основу жизнедеятельности человека, опирающуюся на принципы свободы, справедливости и равенства. Поэтому современные теории естественного права разделяют представления о том, что право и мораль неразрывно связаны. Логические и концептуальные связи между правом и моралью помогают определить, что такое право и нравственность [2]. Основные ценности: свобода, справедливость и равенство признаются ценностями права. В соответствии с новой теорией только право, получившее официальное признание, является реальным правом, которое получает государственно-властное признание и защиту, приобретает законную силу. Будучи формой выражения объективно обусловленных свойств права, закон становится правовым законом. Данная концепция и ложится в основу современного естественного права. Исходя из этого, можно определить понятие современного естественного как исторически обусловленную меру свободы равных субъектов, основанную на принципе справедливости, содержанием которой являются их права и обязанности, обладающую властным характером и получающую закрепление в специальных юридических формах. Необходимо подчеркнуть, что естественное право и есть свобода совести, терпимость, практически и теоретически обосновываемая гуманизмом, который, в свою очередь, является осознанием права безусловного и элементарного - естественного права. Гуманистические направления педагогики связаны с идеями естественного права, в центре которых - человек, признание его прав и свобод, а также правомерное поведение в обществе. Поэтому основные категории естественно-правовой теории: «свобода», «справедливость», «правда», «равенство», «добро» - объективируются в сознании людей как особая психическая сила, управляющая деятельностью людей наряду с нравственностью, стремлением к добру, красоте, становятся фундаментальной основой правового воспитания [2]. Можно сделать вывод, что естественное право - настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени существования общества научный интерес к нему не только исчезает, но и возрастает. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть естественное право.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.