МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ Фурсенко Т.Ф.

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского


Номер: 7-2
Год: 2016
Страницы: 116-120
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

мировая художественная культура, искусство, ценностные ориентации, личность, общечеловеческие ценности, world artistic culture, art, valued orientations, personality, common to all mankind values

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена изучению процесса формирования ценностных ориентаций личности в области мировой художественной культуры. Раскрывается сущность понятий «ценностные ориентации в области мировой художественной культуры». Подчёркивается, что освоение произведений разных видов искусства способствует развитию личностных чувств человека, его интеллекта, системы ценностей.

Текст научной статьи

Ценностное восприятие жизни, формирование правильных ценностных ориентаций и отношений в обществе является одной из актуальных проблем, особенно в переходный период от одной системы ценностей к другой. От того, насколько активно личность усвоит систему ценностей жизни и культуры, насколько эта система будет отвечать ценностям демократического общества, зависит и уровень развития личностных ориентиров каждого человека, мера его адекватного отношения к общечеловеческим ценностям. Важная роль в формировании общечеловеческих, нравственных, эстетических, художественных ценностей и ценностных ориентаций принадлежит мировой художественной культуре. Учёные (Б. Асафьев, Д. Кабалевский, Е. Квятковский, Б. Неменский, Л. Предтеченская, Ю. Фохт-Бабушкин, Г. Шевченко, О. Щёлокова, Б. Юсов) подчёркивают, что ценности культуры и искусства оказывают влияние как на формирование отдельной личности, так и на развитие общества в целом. Однако перечисленные нами исследования не исчерпывают всех вопросов, связанных с формированием ценностных ориентаций личности. Осуществлённый анализ свидетельствует о недостаточной разработанности проблемы формирования ценностных ориентаций личности в области мировой художественной культуры. Природа ценностей и ценностных ориентаций даёт возможность человеку индивидуально оценить всю систему существующих в обществе идеалов, потребностей, интересов, стремлений. В сознании каждого человека ценности отображаются в форме ценностных ориентаций. Ценностные ориентации - главные элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и впечатлений. В форме ценностных ориентаций фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Ценностные ориентации выступают как детерминанта и индикатор духовной деятельности человека на личностном и групповом уровне, а также соответствующих ей социально-психологических образований, которые имеют позитивную оценку. Такими детерминантами могут быть представления, знания, интересы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы. Наличие ценностных ориентаций характеризует зрелость человека [4]. Ценностные ориентации, утверждаясь в сознании человека, являются руководящим мотивом поведения в повседневной жизнедеятельности. В настоящее время культура остаётся той сферой, в рамках которой происходит формирование нового гуманистического мировоззрения и построение новой духовно-экологической цивилизации. Мировая художественная культура - подсистема культуры, составляющими которой являются различные виды и жанры искусства. Мировая художественная культура рассматривается как часть духовной культуры человечества. На современном этапе общественного развития мировая художественная культура открывает новые художественные горизонты, переносит акценты с объективных реалий окружающей среды на внутренний идеально-духовный мир бытия человека, что проявилось в освоении новых европейских стилистических направлений и течений - неоромантизма, модерна, экспрессионизма, символизма, кубофутуризма, конструктивизма. Искусство представляет собой уникальный общественный феномен, выступает как источник познания, духовного обогащения и формирования мировоззрения личности, помогает осознать своё призвание, выстроить систему ценностей. Оно служит удовлетворению одной из высших потребностей людей - художественной. Воздействие искусства - музыки, поэзии, живописи на развитие образованной и гармоничной личности всеобъемлюще. В отличие от науки, языка и других форм специализированной общественной деятельности, призванных удовлетворять различные потребности людей, искусство оказалось нужным человечеству как способ целостного общественного воспитания индивида, его эмоционального и интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам. Но для того чтобы играть эту роль могущественного инструмента социализации индивидуума, искусство должно быть подобно реальной человеческой жизни, то есть должно воссоздавать (моделировать) жизнь в её реальной целостности и структурной сложности. Оно должно «удваивать» реальную жизнедеятельность человека, быть её воображаемым продолжением и дополнением и тем самым расширять жизненный опыт личности, позволяя ей «прожить» много иллюзорных «жизней» в «мирах», созданных писателями, музыкантами, живописцами [3]. Важным признаком развития личности является процесс превращения общественно значимых ценностей в собственную систему ценностных ориентаций, показателем которых выступает сформированное общее и художественное сознание субъекта. Полноценное же освоение произведений разных видов искусства содействует развитию глубоких личностных чувств человека, активизирует работу интеллекта, привлекает внимание к высоким образцам мировой художественной культуры, обогащает духовный мир. Потребность в изучении мировой художественной культуры обусловлена природой художественного сознания человека. Система ценностей человека формируется в зависимости от степени и характера освоения им сокровищ мировой художественной культуры. Их гуманистическая природа заключается в том, что они развивают эстетические чувства индивида. Художественные произведения живут в сознании человека в виде концепций, представлений, образов, эмоциональных реакций, ассоциаций, опыта переживаний и размышлений, порождаемых содержанием (текстом). «Оживление» и функционирование текста возможно лишь при активной деятельности личности, его сотворчества с автором. Читатель (зритель, слушатель) должен подняться до уровня авторского миросозерцания, «заразиться» его мыслями и чувствами, понять его модель мира и человека. Присваивая опыт определённой культуры, субъект внедряет его в своё сознание, овладевает её нормами и сам становится носителем этой культуры. Следовательно, художественные тексты выступают своего рода каналами передачи социально-исторического и художественно-эстетического опыта, позволяют встретиться в мире культуры двум (или многим) субъектам, независимо от того, в какую эпоху они жили или живут. Эти встречи происходят как в рамках одной культуры, так и в процессе межкультурной коммуникации. Основой мировой художественной культуры, её определяющим компонентом выступают общечеловеческие ценности, заложенные в произведениях разных видов искусства. Усвоение ценностей мировой художественной культуры личностью представляет собой поэтапный процесс. При помощи ценностных ориентаций и ценностей культуры в обществе формируются стандарты культурных оценок, определяется иерархия жизненных целей и выбор методов их достижения. Среда, социум обуславливают первичное усвоение культурных образцов и ценностей. Далее в процессе обучения, деятельности, получения информации из СМИ человек постигает сущность противоречий, происходящих в мире, вырабатывает свою жизненную позицию, дающую право выбора, возможность активно и сознательно участвовать в культурном обмене и создании. Отсутствие сформированных оценок и суждений не позволяет личности в процессе восприятия отделить настоящие художественные ценности от воображаемых, поэтому очень важно для каждого молодого человека овладеть критериями и эталонами оценки этих явлений. Существование разнообразных стилей и направлений в современном искусстве указывает на то, что каждый из них имеет собственный эталон для его адекватной аксиологической оценки. Так, например, И. Малышев утверждает: «При детальном анализе эталона художественной формы в нём можно выделить несколько уровней, соответствующих различным по степени сложности измерениям в построении формы произведения искусства. В принципе их можно разделить на три уровня: алфавитный уровень, уровень семантических единиц и структурной организации целого» [2, 93]. Практика свидетельствует, что когда человек сталкивается с любым новым элементом, незнакомым в искусстве, его сознание сначала стремится отбросить его, потому что потребитель оказывается не подготовленным к восприятию его ценностного аспекта, у него ещё не сформированы те ценностные нормы произведений искусства, на которых основываются эти инновации и ценности. Для овладения новаторскими ценностями произведения искусства потребителю необходимо разработать новые критерии аксиологического оценивания. Критерием оценки явлений современной художественной культуры служит их познавательная, моральная и эстетическая ценность. Совершенное и ценное явление художественной культуры вызывает специфические эстетические переживания только тогда, когда его форма соответствует эстетическому эталону формы оценивающего субъекта. Я. Гудечек выделил основные этапы освоения художественных ценностей личностью: 1) информация (о наличии ценностей и условий их функционирования); 2) трансформация («перевод» информации на собственный индивидуальный язык); 3) активная деятельность (воплощение ценностей в жизнедеятельность человека); 4) инклюзия (включение ценностей в личностно значимую аксиологическую систему); 5) динамизм (изменения личности, происходящие в результате принятия и реализации соответствующих ценностей) [1, 108-109]. Осмысливая ценности мировой художественной культуры, небезынтересно вспомнить о древнегреческом понятии блага как единства истины, добра и красоты. Эти три понятия определяют очень многое в жизни общества. Ими, по существу, исчерпывается вся совокупность духовных ценностей, не связанных с удовлетворением материальных потребностей человека, в них есть одно объединяющее их качество - незаинтересованность, бескорыстность. Восприятие произведений искусства, стихийное или педагогически организованное, сопровождается целой гаммой эстетических переживаний, чувств, эмоций, а также мыслительных операций. Эмоциональная реакция организма на воздействие звука, слова, цвета происходит в форме возбуждения - торможения; удовольствия - раздражения. Основой всех эмоциональных образований, возникающих в процессе восприятия произведений искусства, являются эстетические переживания. Эмоции, переходящие в это состояние, характеризуют оценочное отношение слушателя, зрителя, читателя к воспринимаемому произведению. С помощью фантазии, воображения эстетические переживания приобретают черты художественного образа. Фантазия пользуется тем материалом, который, прежде всего, был получен при восприятии и сохранён в памяти. Одним из кульминационных моментов в деятельности творческого воображения считается интуиция, активизирующая и ускоряющая в процессе восприятия произведений искусства такие мыслительные операции, как синтез и анализ. Восприятие и создание произведений искусства неотделимы от процесса воображения, фантазии и эстетического переживания. Восприятие произведений искусства должно быть нацелено, прежде всего, на идейно-смысловое содержание и через него сориентировано на познание эстетической ценности бытия (духовной жизни человека и общества). Однако для того, чтобы этот процесс осуществился, субъект художественного восприятия должен духовно освоить сущность художественной деятельности, научиться адекватно распредмечивать её продукты. Отсюда вытекает потребность такой подготовки, которая бы включала не только понимание социокультурной сущности искусства, а и знание тех средств, механизмов, при помощи которых осуществляется его социальное назначение [5]. Художественные идеи являются не только формой отражения в художественном сознании целеполагания художественной деятельности субъекта, а и средством его реализации, так как определяют мировоззренческое содержание искусства, способ его отражения в художественных произведениях. Они синтезируют своеобразие духовного и предметно-практического окружения в понятиях «художественная картина мира», «художественная концепция личности»; отражают сущность этого круга явлений как единства познания, оценок, значения и смысла. Художественная картина мира обобщает представления о процессе очеловечивания мира, художественная концепция личности фиксирует общие этапы её социологизации - приобщения к содержанию мировой художественной культуры. Эти представления выступают в искусстве не как рядом расположенные, изолированные друг от друга, а взаимосвязанные и взаимодополняющие компоненты художественных образов. Ценностные ориентации в области мировой художественной культуры, с одной стороны, устанавливают взаимосвязь элементов психологической направленности личности (интересов, потребностей, способности к восприятию и оценке, аксиологических установок), а с другой - выступают как отражение определенного вида ценностной ориентационной деятельности, обусловленной уровнем художественного развития и частотой обращения человека к искусству. Ценностные ориентации в области мировой художественной культуры - это своеобразная система аксиологических установок личности, содержание которой определяется художественно-эстетическими потребностями, интересами, возможностью к образному восприятию и оценке явлений мировой художественной культуры, готовностью к творческому выбору видов и форм художественно-эстетической активности в сфере художественной культуры. Итак, мировая художественная культура является важнейшим фактором формирования ценностных ориентаций личности. Специфика мировой художественной культуры заключается в том, что она аккумулирует в себе эстетические, художественные, духовные достижения мирового искусства, является средством освоения эстетической реальности, ориентирует личность на мировые ценности в бесконечном потоке современной художественной информации, способствует эстетическому самосовершенствованию, осуществляя универсальное влияние на развитие эстетосферы.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.