ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ Карпенко В.Н.,Ежеченко П.С.

Белгородский государственный институт искусств и культуры


Номер: 7-2
Год: 2016
Страницы: 148-150
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

танец, народное художественное творчество, лексика, манера, dance, folk artistic creativity, vocabulary, style

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В данной статье мы рассматриваем самобытность и неповторимость каждого региона России. Каждый субъект нашей страны является хранителем своих обычаев, обрядов, песен, частушек, игр и танцев. Популярность и интерес к народному художественному творчеству, а конкретно хореографическому, постоянно возрастает. В подтверждении этому, множество фестивалей и конкурсов, проходящих на территории нашего государства и за ее пределами.

Текст научной статьи

Любовь к родному краю начинается с детского возраста. Надолго она сохраняется в душе человека, если правильно его воспитали. С раннего возраста у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые связывают его непосредственно со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке, национальных песнях и танце, в музыке, художественной деятельности. В настоящее время наблюдается интерес к народной художественной культуре, народному искусству [1, 7]. Происходящие в России радикальные общественные преобразования оказывают огромное влияние на жизнь населяющих ее народов. Российская Федерация, независимое федеративное государство, включающая в себя множество народов и национальностей. Любой край, область, даже небольшое село, по-своему уникально. В каждом месте, вид природы с присущими ей красками, музыкой, звуками. Эти слова подтверждает простая русская пословица: «Что город - то норов, что деревня - то обычай» [2, 68]. Каждой регион и субъект отличается друг от друга по географическому положению, следовательно, и по климату, экономике, жизни, культуре, составной частью которой является художественное народное творчество. На основе материала, который был изучен ранее, созданы новые произведения искусства, нашедшие свои конкретные воплощения и конкретный чувственный облик, в связи с выразительными средствами данного вида искусства. В музыке в качестве выразительных средств - сочетания звуков и ритмов, в поэзии - слово, в живописи - сочетание цветов, света и тени, пластика человеческого тела - выразительных средств танца. Эмоциональное воздействие танца на человека велико. Не является исключением и русский народный танец, стремление познать который с каждым годом ширится. Его популярность растет день ото дня благодаря программам, которые показывают профессиональные и любительские коллективы на концертных площадках и всевозможных отечественных и международных фестивалях. Стремясь познать и возродить русскую национальную культуру, деятели искусств, организуют коллективы, которые сохраняют и создают новые произведения на основе народных традиций. К сожалению, это получается не всегда удачно. А причиной тому - конъюнктура и поверхностный взгляд на самобытную русскую народную культуру, которая создавалась веками и имеет свои глубокие корни. Каждый народ является страстным хранителем своего искусства, своих обычаев и обрядов, песен и частушек, игр и танцев. Танец - одно из древнейших проявлений народного творчества, в котором средством создания художественного образа является движение и положение человеческого тела, возникшие из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовым процессом и эмоциональным впечатлением от окружающего мира. Танец - это вид пространственного искусства, художественные образы которого создаются средствами эстетически значимых, ритмически систематизированных движений и поз. Слово «танец» произошло от немецкого «tanz», но так как заимствовано оно было из польского языка, к нему был присоединен суффикс « - ец». В русский язык слово вошло в XVIII веке. До тех пор употреблялось общеславянское слово «пляска». С конца XIX века слово «танец» и «пляска», употребляются как синонимы, но «пляска» - понятие более широкое, чем «танец» [3, 681]. Русский народный танец в каждом регионе отличается своей своеобразной лексикой, приемами, стилем и манерой исполнения существующих ярких и замысловатых коленцах, выразительные термины и переплетения рук в сочетании с четким ритмом, оригинальным рисунком, источником которого может служить все, что нас окружает: природа, труд, быт, народное творчество. Следует обратить внимание на кружева, вышивки и ткачества, состоящие из рисунков - геометрических, растительных, изображающих животных и птиц. Каждый из этих видов народного искусства имеет свою цель изображения. При переносе рисунка с вышивки, кружева, ткачества и т. д. необходимо обратить внимание: • название традиционных элементов рисунка: дерево счастья, медвежий коготь, вазон, павлин и т. д.; • симметрия и асимметрия рисунка (иногда в одном рисунке сочетается одна с другой); • рисунки, поддающиеся движениям и позам танца; • чтобы рисунок кружев, вышивания, плетения и т. д. был узнаваем в танце, и наоборот; • чтобы рисунок вышивки в будущем получил возможность развиваться хореографически, но без потери основного узора, взятого из первоисточника. В формах и движениях рук, как и в любом другом движении, проявляется суть человеческой природы, его работа и профессия. Своеобразное движение тела, головы, рук дают танцу и его исполнителю определенный образ. Образу, в свою очередь, помогает обеспечить наиболее полную характеристику танцора, раскрыть содержание танца, добавляет оригинальность его выразительных средств и характерные национальные черты. Сочетание движений рук и ног помогает овладению координацией, где движения ног создают ритм танца, а руки ведут его мелодию. Движения рук вырастают из движений тела, закрепляют позу или рождают жест [2, 20]. Мы говорим о том, что танцевальная культура народов России - сформировалась из жизненного уклада русского народа. Также географическое расположение, климат, экономика, культура - это составная часть, которая является народным художественным творчеством. Вывод. Необходимо сохранять нашу уникальную культуру. Любовь и интерес к народному художественному творчеству, прививать с раннего детства. Создавать коллективы, формируя репертуар, состоящий из областных особенностей определенного региона, и не только, по возможности всех регионов России.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.