БОЛЬШОЙ РАЗГОВОР ОБ ИНТЕГРАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ Рамазанова З.М.

Дагестанский институт развития образования


Номер: 7-3
Год: 2016
Страницы: 63-65
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

В последние годы интеграция прочно вошла в процесс обучения. Интеграция - процесс объективный. В образовании, как и в науке, периоды увлечения специализацией (а такое было и в школе, и не столь уж давно) сменяются повальным сближением и слиянием всех и всяческих наук. Наверное, в этом - гарантия того, что в характере обучения мы не будем слишком удаляться от золотой середины. До сих пор мы говорили практически только об одной стороне интеграции русского языка с другими предметами - о возрождении практики преподавания словесности, а не о двух совершенно изолированных предметах: русского языка и литературы. В нынешнее время учителя - русисты проводят интегрированные уроки совместно с преподавателями других предметов. Этот процесс налицо и в дагестанских школах, хотя методического подспорья нет, и филологи говорят об этом открыто. Интеграция - процесс сближения и связи наук, происходящий нарядус процессами дифференциации. Она представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новом уровне обучения, способствующий созданию нового целого «монолита знаний». Интеграция между учебными предметами является возможным путем совершенствования предметной системы, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами[1 ,с.271]. Нашим учащимся не хватает самостоятельного мышления, умения переносить полученные знания в сходные или новые ситуации. Это происходит из несогласованности занятий по различным учебным предметам. В основе же интегрированных уроков лежит близость содержания ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи. К числу аналогов относятся творческие работы по развитию речи, написание их по произведениям искусства. Использование на таких уроках репродукций мастеров живописи и музыки способствует правильному представлению детей о природе и человеке в ней. Использование музыкальных произведений позволяет актуализировать эмоциональный фактор в обучении, роль которого велика. Развитая эмоциональная - среда стимулирует и умственную, и речевую деятельность учащихся, ибо искусство интенсивно развивает творческое начало, эмоциональную чуткость, творческую фантазию, воображение. Филологический подход к изучению явлений языка, речи, текстов гуманитарного характера объединяет все языковые дисциплины, представляя основу для их интеграции. Этот принцип филологического образования можно назвать интегративным. При этом саму интеграцию дисциплин, относящихся к познавательной области «язык и литература», необходимо рассматривать как многоуровневое явление. Одним из уровней может стать установление межпредметных связей между филологическими дисциплинами. В расчете на эти связи должны вводиться и дисциплины, недостающие ныне в образовании, например, риторика, стилистика текста, хотя элементами этих дисциплин могут быть обогащены и ныне преподаваемые в школе[2,с.47]. Более высоким уровнем интеграции необходимо признать объединение дисциплин по одному из аспектов их содержания, например, развитие речи учащихся, что является одной из задач обучения родному языку и литературе. Наконец, высшим уровнем интеграции может стать объединение всех дисциплин в единый курс. Таковым в последние годы называют курс «Словесности». Цель филологического образования - приобщить учащихся к духовному богатству и красоте родного слова, развить способности восприятия, понимания, интерпретации и создания текстов различной жанрово-стилистической направленности, воспитать любовь к родной речи. Рассмотрим возможность объединения усилий преподавателей русского языка и литературы и учителей музыки в школе. Эти исследования делают возможной разработку конкретных методических рекомендаций, которые послужат основанием для практических упражнений, стоящих в единой цепи и последовательно осуществляющих идею преемственности в преподавании предметов одного учебного цикла. Итак, на уроках русского языка ученики усваивают русскую речь во всех ее аспектах, а на уроках музыки изучаемый материал - это музыкальное произведение, в котором слиты воедино две стихии - музыкальная и речевая. Вывод один - задачи формирования базы для речевой культуры: и на уроках русского языка мы должны добиваться четкого произношения звуков, правильной постановки корпуса и головы во время речи и пения, владения дыханием и голосом. К тому же связи между речью и пением глубоки, и корни этой связи уходят в глубь веков, когда, по мнению многих ученых, речь и пение слились в од ну стихию и когда их мелодическая основа не дифференцировалась. Рассмотрим, что собой представляет с акустической точки зрения русская речь. Современная русская речь, благодаря обилию гласных и развитой системе противопоставленных по звонкости - глухости и мягкости - твердости согласных, считается одной из самых мелодичных, красивых по своей мелодичности, гармоничности сочетаний. Эта музыкальность создается не только сочетаниями звуков, но и ритмом речи, которая складывается из богатой и разнообразной системы ударений и пауз, и мелодической гибкостью, которая обусловлена сложной звуковысотной линией русской интонации. А для школ Дагестана это немаловажно. Ведь производя сопоставительный анализ речи и пения, первое, что усваивает ученик из речи - это ее звучащая материя: интонация, звуки, ритм. А тем самым ученик усваивает интонационный рисунок речи, потом постепенно овладевает звуковой системой языка. В этих самых первых элементах речи он сразу же усваивает тембр, силу, тон, высоту, темп и ритм. Вне этих элементов нет речи, нет музыки. На практических занятиях учитель русского языка по теме «Анализ мини-фрагментов художественных текстов» учит детей понимать различия в певческой и речевой интонации. А различие характеризуется по их функциям: музыкальное интонирование является самостоятельным носителем музыкального смысла, а речевое интонирование сопутствует смысловому значению слов и предложений. Интонационная выразительность, присущая и речи, и пению, служит одной цели - углублённому раскрытию смысла слов и их связей между собой и строится на общей основе - наполненном эмоциями звучании и модуляции человеческого голоса. Проблема интеграции обучения и воспитания важна и современна. Несмотря на трудности новых технологий, эта проблема сумела заинтересовать учителей и учащихся и добиться желаемого результата.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.