СЕМАНТИКО-КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ КОНЦЕПТА В АНГЛИЙСКОМ И УЗБЕКСКОМ ЯЗЫКАХ Сайдуллаева Х.У.

Навоийский государственный горный институт


Номер: 1-3
Год: 2017
Страницы: 172-174
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

семантика, концепт, ценность, лингвокультурология

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье проанализированы механизмы самоорганизации концепта в семантическую констелляцию происходит в первую очередь через активацию аттрактора, стимулирующего поиск эффективных параметров порядка, притягивающих и организующих значимые разнородные ментальные элементы.

Текст научной статьи

Актуальность настоящей статьи обусловлена 1) важностью концепта жизнь в системе интуитивно постигаемых человеком ценностей; 2) потребностью в моделировании ментальных систем и процессов человека как носителя языка и культуры с помощью введения в поле исследования понятий аттрактора и параметров порядка; 3) необходимостью дальнейшего развития психолингво-синергетического подхода к человекомерным системам, что обеспечивает одновременный охват и динамических свойств системы, и ее элементов в их кооперативном взаимодействии. «Концепт как объект исследований в области языка, культуры и сознания» рассматриваются предпосылки формирования термина «концепт» в его современном понимании; приводится обзор трактовок концепта в контексте существующих лингвистических направлений: психолингвистике, лингвокультурологии, семиотике культуры, когнитивно-дискурсивной парадигме[4.31-48]. Концепт, активно участвующий в процессах коммуникации и в когнитивной деятельности рядового человека и/или культурного сообщества, можно расценивать как сложную самоорганизующуюся сущность, что позволяет говорить о возможности применения к исследованию концепта синергетического подхода, преимуществом которого является изучение сложных систем с учетом их динамической природы, способности к самоорганизации и открытости по отношению к внешней среде [3.34-41]. В свете концепции семантических констелляций и основных понятий синергетики возможно представить концепт как самоорганизующееся образование, динамически развивающееся и претерпевающее значимые трансформации вследствие своей открытости по отношению к окружающей среде[2.73-81]. В соответствии с этим мы предлагаем рассматривать два условных состояния концепта: равновесное, подразумевающее хранение концепта в информационной базе в виде ранее отрефлектированных и наиболее существенных для коммуникативных и когнитивных операций признаков, и неустойчивое, характеризующееся сознательным или бессознательным обращением к концепту, которое может привести к модификации структуры концепта (приращение новых и/или вытеснение существовавших признаков, разветвление единого концептуального образования на автономные концепты). Вопрос взаимоотношения имени концепта и образующих его перцептивно-когнитивно-аффективных элементов в сознании и подсознании индивида напрямую связан с интерпретацией соотношения категорий «часть» и «целое». Полагаем, что формирование и функционирование концептуального образования, как и любая иная когнитивная деятельность человека, представляет собой процесс, разворачивающийся главным образом на неосознаваемом уровне за счет постоянного непосредственного или косвенного взаимодействия друг с другом культурно и индивидуально значимых ментальных образов, образующих единое концептуальное целое. Составлены нами семантико-когнитивная модель концепта жизнь на основе лексикографических источников английского и узбекского языков. Наш разработанная модель включает следующие ономасиологические группы: СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: Временные характеристики : бесконечность; детство; старость; и др. Динамические характеристики: активная; общение, труд, деятельность и др. Визуально-аудиальные характеристики птички поют, дождь идет, солнце светит и др. Пространственные характеристики: глобальная; живых существ на Земле и др. Вкусовые характеристики : сладкая радость. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ: Положительное эмоциональное переживание: доволен; и др. Отрицательное эмоциональное переживание: кошмар; ужасная; и др. ОБРАЗЫ РЕАЛИЙ: Биофизиологические характеристики : весна; море; голод; биение сердца; и др. Социальные явления: война; государственные органы; искусство; история; школа и др. Предметы повседневного обихода : деньги; дом; игрушка; кофе; стол и др. КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: Констатация существования: бытие; реальность и др. Негативная оценка жизненных проявлений : беспощадная; жестокая; опасна и др. Уровень жизненного благосостояния: бедная; дорогая; достойная; обеспеченная и др. Позитивная оценка жизненных проявлений : без проблем; беззаботная и др. Знание как результат жизни : познавательна и др. СУБЪЕКТИВНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ : Ценностное осмысление жизни : бессмысленна; самое важное; высшая ценность; жизнь без смысла и др. СУБЪЕКТЫ ЖИЗНИ : дети; друзья и родные; мать; моя; родители; человек; Я; и др. ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ : Божий дар; конец пути; душа - бессмертна; иллюзия; судьба; АД, РАЙ и др. «Имя» концепта выступает в роли ядра семантической констелляции, аттрактора, аккумулирующего и организующего различные по семантическому содержанию элементы. Выделенные в структуре концепта семантические группы могут рассматриваться как самостоятельные констелляции, семантические подгруппы - как субконстелляции, оказывающиеся структурно подобными целой семантической констелляции. При таком понимании процессов концептуализации понятия «концепт» и «семантическая констелляция» приобретают статус параметров функционирования единого ментального образования, условно «пассивного» и «активного» состояний его бытования, что позволяет охарактеризовать отношения концепта и констелляции как взаимодействие части и целого, построенное по принципу самоподобия частицы целому [3.41-53]. Идея самоподобия концепта и семантической констелляции реализуется через представление их структуры как совокупности задействованных в их организации иных концептов или констелляций и динамики как способности активно связываться через элементы содержания с подобными им структурами. Так, в результате анализа материала, мы усматриваем связь концепта ЖИЗНЬ с такими концептами, как ЧЕЛОВЕК, СМЕРТЬ, ВРЕМЯ, ДОБРО, СУДЬБА и многими другими, элементы которых обнаруживаются в выделенных в структуре исследуемого концепта семантических группах. Таким образом, механизм самоорганизации концепта в семантическую констелляцию происходит в первую очередь через активацию аттрактора, стимулирующего поиск эффективных параметров порядка, притягивающих и организующих значимые разнородные ментальные элементы[4.31-48]. Комбинация элементов, связей, сконцентрированных вокруг аттрактора и упорядочиваемых параметрами порядка, формирует единое концептуальное образование без чётких границ - семантическую констелляцию. Концепт и семантическая констелляция, представляя собой формы функционирования целостного ментального образования, образуют единую самоподобную структуру.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.