ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ РУССКОГО ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Климова Н.И.,Витков Ю.В.

Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского


Номер: 12-1
Год: 2017
Страницы: 43-46
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

русское духовное образование, педагогическая культура, русская педагогическая культура, отечественная педагогическая культура, православное воспитание, Russian religious education, pedagogical culture, pedagogical Russian culture, Russian pedagogical culture, Orthodox education

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассмотрена роль духовного образования в совершенствовании современной педагогической культуры. Определены задачи образования в условиях духовного кризиса. Подчеркнуто значение православных, духовных традиций как основы новой образовательной парадигмы, педагогической культуры.

Текст научной статьи

Изучение отечественной педагогической культуры необходимо осуществлять с учетом духовно-нравственной составляющей, которая позволяет более глубоко и всесторонне раскрыть ее духовные основы. Анализ определений педагогической культуры показывает, что существует множество подходов к ее пониманию. Так, например, И.Ф. Исаев под профессионально-педагогической культурой понимает меру и способ творческой самореализации преподавателя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленные на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий[3]. По мнению Е. В. Бондаревской в педагогической культуре запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, способы творческой деятельности, необходимой для обслуживания исторического процесса, смены поколений, социализации личности, осуществления образовательно-воспитательных процессов[1]. Н.Б. Крылова доказывает, что педагогическая культура - это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию и ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах[5]. Подымова Л.С. полагает, что педагогическая культура представляет собой сотворчество, в ходе которого создаются новые ценности[6]. Однако данные определения, на наш взгляд, не показывают всей полноты данного явления, т.к. не исходят из понимания природы человека, его духовного начала. По нашему мнению, духовной основой русской педагогической культуры является православная педагогическая культура, которая представляет собой совокупность православных духовных ценностей, определяющих смыслы, содержание и способы педагогической деятельности. Неспособность современного образования решить многие проблемы воспитания объясняется, в том числе, непризнанием факта утраты человеком духовных ценностей в результате процессов глобализации. Педагогическая культура имеет сложнейшую структуру, состоящую из множества компонентов. Анализируя педагогическую культуру в целом, мы можем выделить две ее фундаментальные составляющие: педагогическое знание и педагогическую практику. Педагогическое знание - это знание о средствах и способах достижения воспитательных целей, выраженное в обобщениях, отражающих процесс воспитания. Исторически первой формой педагогического знания было знание об опыте воспитания, его средствах, передаваемое из поколения в поколение, с оценкой его социальной значимости. Развитие практики воспитания, возникновение школ, а с ними и профессиональной педагогической деятельности, сделали возможным появление «учительной литературы», в которой нашло отражение понимание целей и смысла воспитания, его значения, а также характеристика содержания, методов и средств воспитания. Со временем появляются научные знания, представляющие собой теоретико-педагогические обобщения педагогической действительности и выражающиеся в педагогических понятиях и категориях. Они зафиксированы в трудах виднейших представителей известных христианских школ: Климента Александрийского (Александрийская школа), святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста (Антиохийская), блаженного Иеронима, святителя Амвросия Медиоланского, блаженного Августина (Карфагенская) и др., а также, с принятием христианства на Руси, - выдающихся деятелей Русской Православной Церкви, начиная с момента принятия христианства[2]. Русское духовное образование воплощается в православном воспитании. Православное воспитание - это формирование истинно христианской жизни, которая возможна при наличии нераздельного взаимодействия Божественной благодати и усилий самого человека, направленных на его духовное совершенствование. Сущность православного воспитания, его цель, содержание и методы отражены в трудах отцов и учителей Церкви. Оно появляется с возникновением христианства. По мысли Климента Александрийского, Иисус Христос есть истинный Педагог и Воспитатель всего человечества. Он даровал вечный идеал для воспитания: каждый человек должен стремиться к совершенству. Главное правило воспитания дано в Библии. Сущность его - давать детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразное с Законом Божиим. Цель православного, духовного воспитания: педагог должен не только дать ученику знания, но и научить его жить по заповедям[2]. В связи с этим духовное образование должно быть направлено на восстановление истинной природы человека, всестороннее развитие человека, всех его свойств и способностей, включая образование ума, воли, сердца. Перед носителями духовного образования - православными педагогами - стоит задача вернуть уму человека способность отличать добро от зла. Для этого, прежде всего, нужно научить детей вере, потом другим наукам. Православные воспитатели должны приучать своих питомцев искать пути полезности для других, быть патриотами своего отечества, направлять свою волю в сторону добра. Средства воспитания должны быть направлены на то, чтобы формирование чувства прекрасного строилось на основе изучения прекрасной, сотворенной Богом, природы. Православная педагогика против праздности. Праздность не только расслабляет человека, но и отрицательно сказывается на развитии умственных способностей, расстраивает здоровье. Поэтому дети обязательно должны посильно трудиться[4]. Средствами православного воспитания являются: христианское отношение к окружающим людям и внешнему миру, внешней природе, соблюдение христианских норм нравственности. Важное значение также имеют учебники, которые должны соответствовать духу, характеру и языку народа. Православное воспитание учит общению с детьми, исполненному любви, кротости, но без поблажки детям, уклоняющимся от добра. Священное Писание свидетельствует, что учить надо без раздражения, так как раздраженный наставник не наставляет, а раздражает (шум раздражения заглушает голос истины). За плохие поступки родители обязаны наказывать непослушных детей, чтобы греховный навык не укоренился. Грех, оставленный без наказания, бывает причиной другого греха. При этом, как излишняя строгость, так и излишняя милость приносят вред. Православная педагогика рассматривает вопрос о мере свободы, которую следует предоставлять детям. Свобода дается воспитаннику тогда, когда он умеет ею пользоваться. Иначе, если свобода будет дана слишком рано, то воспитанник может злоупотребить ею, и это принесет ему вред[4]. Принятие христианства на Руси определило содержание православного воспитания. Православие утверждается в качестве духовной и нравственной основы жизни общества и государства и становится мировоззрением русского народа[7]. Государство в России всегда выполняло важную функцию, как субъект воспитания. Оно определяло саму политику образования, формировало отдельные институты воспитания, нормативно закрепляло содержание и организацию образования и воспитания в учебных заведениях. Государственные деятели России лично уделяли значительное внимание воспитанию. Политика великого равноапостольного князя Владимира Великого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, последующих русских князей, а затем и царей: Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича - это политика православных просветителей[4]. Вся русская история, вплоть до XX века, а затем и в XXI веке, свидетельствует об объединении усилий Церкви и государства в деле духовного образования народа и формирования таких институтов, как семья, школа, система профессионального воспитания. В организации образования в истории России мы также видим сопряжение усилий Церкви и государства. В Древней Руси школы открываются и государством, и Церковью. Владимир Великий предложил при каждой церкви открыть школу. Школы существовали и до официального принятия христианства, но христианство перестраивает их организацию, а главное - в корне изменяет содержание воспитания и образования. В Киевской Руси совместными усилиями государства и Церкви создаются конкретные формы образования (школы), которые получили название "ученье грамоте", "ученье книжное", "училище". Основу содержания образования составляло православие. Обучение грамоте шло по алфавиту, созданному святыми Кириллом и Мефодием, обучение чтению - по Псалтирю (изучался церковно-славянский язык). Каждый преподаваемый предмет (грамматика, риторика, литература и т.д.) нес в себе христианское содержание и способствовал формированию христианского мировоззрения[2]. Совместные усилия Церкви и государства в деле развития воспитания и образования были столь успешны, что привели к широкому распространению школ на Руси. Православие, как основа древнерусскою воспитания и образования, сделало Русь одной из самых образованных стран в мире. Одним из важнейших институтов воспитания в России является семья. Церковь совершила многовековой труд по облагораживанию самого понимания семьи, семейного воспитания, по созданию из языческой семьи - семьи православной. Сформировался новый образ и новое понимание семьи. Церковь воспитала в народе восприятие семьи, как малой церкви, с соответствующим православным укладом жизни, с христианскими нормами воспитания детей. Родители по наставлению Церкви, также должны быть образцом в поведении для детей. При этом воспитатели не позволяли детям быть только зрителями, а побуждали подражать нравственным жизненным примерам. Упражнение детей в делах благочестия было одним из первых средств к утверждению в них навыков к добрым делам. Важный и действенный метод воспитания - тщательное ограждение детей от вредных соблазнов. От родителей и педагогов, в первую очередь, требовалось беречь детей от соблазнительных зрелищ, книг, впечатлений, от общения с людьми недостойного поведения[2]. Таким образом, можно сделать вывод, что отечественная педагогическая культура почти на протяжении всей истории и в практическом, и в теоретическом аспектах строилась на основе православия. История свидетельствует, что сознательный разрыв общества с православной традицией приводил к утрате понимания истинной цели жизни человека, лишал образование духовного содержания, искажал подлинную иерархию ценностей. Все более очевидной становится необходимость восстановления духовного, православного образования. Единство государства и Церкви в вопросах духовно-нравственного становления человека приводит к ощутимым успехам в деле образования, воспитания.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.