МЕДИАЦЕНТР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: КРАТКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ РАДИОСТУДИИ Матанис В.А.

Российский государственный социальный университет


Номер: 3-2
Год: 2017
Страницы: 84-87
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

медиацентр образовательной организации, радиостудия, аудиостудия, подкаст, аудиорепортаж, журналистика, СМИ, Mediacentre of educational organizations, radio Studio, audio Studio, podcast, audioreports, journalism, media

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются некоторые аспекты организации работы медиацентра в образовательной организации. Автор описывает особенности создания радиостудии, дает характеристику техническому и программному обеспечению, обращается к некоторым возможном жанрам.

Текст научной статьи

Медиацентр образовательной организации - учебно-практическая структура образовательной организации, возможно даже в большим количеством отделов и направлений работы. Все зависит от коммуникативных каналов, которые выбирает руководитель центра или организации в целом. Но на практике отдается предпочтение одному каналу - чаще всего это телевидение, школьное издательство или web-ресурс [1, с. 390]. Если в образовательной организации уже оборудована радиосвязь, то медиацентр может готовить различные аудиопродукты. Эти аудиопрограммы могут транслироваться как внутри образовательной организации, так и выкладываться на различные интернет-ресурсы самой организации и другие специализированные платформы для прослушивания аудиоконтента в сети. Для подготовки аудиопрограмм потребуется организовать помещение, в котором будет происходить запись. Такое помещение должно быть хорошо звукоизолировано, не иметь окон. Самое оптимальное помещение для аудиостудии - это две смежные комнаты, разделенные стеклянной перегородкой. В одной комнате - микрофоны, стол для ведущих. Можно предусмотреть, чтобы в этой комнате помещалось 3-4 человека для записи, например, группового интервью или круглого стола. Вторая комната - это монтажная или аппаратная. Именно здесь находится все оборудование, проводится монтаж записи. Однако если нет возможости выделить отдельные помещения под «радиорубку», то современное оборудование позволит делать качественную запись с минимальными затратами в обычных помещениях (классах, кабинетах). В таком случае минимальное оборудование для записи аудиопрограмм - конденсаторный микрофон, ноутбук или компьютер. Микрофон для записи голоса на компьютер можно подбирать по нескольким характеристикам: • Микрофон должен быть портативным (чтобы при необходимости его можно взять с собой и подключить в любом месте к любому компьютеру); • Микрофон должен обеспечивать очень качественную запись голоса; • Микрофон не должен требовать никаких дополнительных преобразователей (звуковых карт, микшерных пультов и т.д.). Современные портативные конденсаторные микрофоны не требуют отдельного питания, они подключаются к компьютеру или ноутбуку через USB-порт. Для записи и редактирования аудиофайлов можно использовать любую удобную программу. Однако, самые простые программы это Audacity и Sound Forge. Программа Audacity является популярным в мире пользователей ПК средством редактирования аудио файлов. С помощью Audacity пользователь сможет записывать и редактировать любой аудиофайл, не задумываясь о дорогостоящем оборудовании. Audacity поддерживает практически все операционные системы: от Microsoft Windows до Mac OS X, имеет понятный интерфейс, записывать музыку можно различными путями (посредством микрофона, звуковой карты, лазерного проигрывателя и т.д.). Audacity невероятно разнообразна в плане работы с редактированием аудио файлов. Так, благодаря разработчикам, в программе есть функция Play at Speed, позволяющая изменять скорость воспроизведения дорожки. Кроме этого, необходимо отметить, что компания периодически обновляет версии программного обеспечения, не меняя интерфейс. Для неопытного пользователя Audacity предоставляет грамотную и понятную справку, открыть которую можно в формате HTML. Sound Forge - это популярный аудиоредактор от компании Sony. В процессе эволюции программа прошла целых 10 версий, и уже давно является неким стандартом в сфере редакторов цифрового аудио, что делает её очень привлекательным инструментом для создания электронной музыки. Программа обладает обширным набором функций для обработки аудиотреков, огромной базой аудиоэффектов и возможностью записи аудиопотока с любого источника на компьютере. C видеофайлами Sound Forge тоже умеет работать: отредактировать или заменить аудиооформление в видеоклипе не составит труда. Профессиональная программа Adobe Audition - это именно профессиональный инструмент, который можно использовать для работы с файлами аудио и предназначенный для профессионалов, которые занимаются обработкой аудио или видеопродукции. Программа Adobe Audition обладает неограниченными возможностями по микшированию, редактированию, созданию мастер-копий с обработкой звуковыми спецэффектами. Программа выполнена с гибкостью технологического процесса и предельной простотой использования, что позволяет создавать аудио-продукцию с высочайшим качеством без особых усилий. Также Adobe Audition является полноценной студией звукозаписи, которая оснащена инструментами гибкими и одновременно простыми в использовании. В программу встроены средства для записи дисков и очень мощные аудиоэффекты. Классически медиацентры образовательных организаций готовят выпуски 2-4 раза в месяц, которые состоят из новостей, аудиорепортажей, интервью и авторских программ или подкастов. Длительность одной программы - 10-20 минут. Программа - своего рода «мозаика», состоящая из определенных речевых и музыкальных элементов. Про планировании аудиопрограмм в медиацентре образовательной организации необходимо учитывать ряд факторов. В первую очередь, как и когда программы будут прослушиваться. Это могут быть длинные перемены (по 10-20 минут). Если в образовательной организации несколько зданий и разные перерывы, то аудиопрограммы лучше пускать отдельно в каждом корпусе. Во-вторых, аудиторию каждого выпуска. Конечно, воспроизводить программы необходимо в месте, где наибольшее скопление людей. Однако, необходимо учитывать и фактор того, что на переменах учащиеся захотят пообщаться друг с другом и программы не будут услышаны. В-третьих, обязательно выкладывать каждый выпуск в сеть. При этом можно выкладывать с вариациями: в официальный паблик, в отдельную группу, на отдельный сайт. Например, полные выпуски программы только в сети, можно отдельно по рубрикам, по хештегам. Для озвучивания новостей и подводок к каждой программе лучше отбирать ведущих с разными голосами: классическая схема «мужской и женский голос» или просто подбирать разные по звучанию голоса, чтобы слушатель не запутался в них. Каждый выпуск программы имеет единое начало - заставку и звуковые перебивки между отдельными программами. Новости и любые тексты для аудиопрограмм составляются по общим принципам написания текста. Но необходимо учитывать благозвучие текста, удобство прочтения его ведущими. Несмотря на то, что текст носит лишь информирующий характер, этот текст ведущий может подать по-разному: информационно-нейтрально как объявление на вокзале, позитивно-привлекательно, зазывно бодро, степенно солидно, подвижно. К аудионовостям будет больше доверия, если их прокомментируют сами участники. Т.е. в аудионовостях есть такие же элементы как в видеосюжетах - лайфы и синхроны. Аудиорепортаж показывает новость в движении, создает эффект присутствия. Репортер всегда должен находиться на месте события. Репортаж - рассказ очевидца, его задача - донести до слушателей живую картину происходящего, помочь создать ее зрительное представление у слушателя. Поэтому в аудиорепортаже важны три эффекта: достоверность, присутствие автора и сопереживание. Каждый участник медиацентра может готовить собственные серии авторских программ. Эти программы могут отражать личные интересы автора, поднимать актуальные вопросы, а также выполнять развлекательную досуговую функцию. Человек, записывающий подкасты, выступает одновременно в роли: режиссер, редактора и преподавателя в одном лице. Слово «подкаст» - прямая калька с английского podcast, произошло оно от слов iPod (культовый плеер компании Apple, благодаря которому началась популяризация подкастов) и cast - вещание. Первоначально аудио-подкасты стали использовать блогеры. Они записывали различные аудио файлы, (чаще всего в формате МР3) и выкладывали на своих блогах. Такие записи прослушивались или сразу на блоге или скачивались и слушались на компьютере, портативном МР3 плеере, на различных устройствах типа iPod. Длительность подкастов тоже бывает разной - каждый автор решает сам. Есть совсем коротенькие выпуски - от 10 секунд до минуты. Есть 20-30 минутные. Как и всегда, есть возможность выбора. Подкасты для образовательных организаций могут длиться 3-5 минут. Их в одной программе может быть несколько. Таким образом, общая длительность аудиопрограммы - 10-20 минут. Аудиостудия на базе образовательной организации помогает комплексно решать весь спектр задач, стоящих перед медиацентром в целом.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.