ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ОСНОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ Байсубанов У.К.

Бишкекский гуманитарный университет им. К.Карасаева


Номер: 4-4
Год: 2017
Страницы: 6-8
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

предпосылочное знание, логика, гносеология, понятие, эпистемология, эвристика, эволюция, умозаключение, категория, предлогика, необходимость и случайность, prerequisite knowledge, logic, epistemology, cognition, epistemology, heuristics, evolution, inference, category, prelogic, necessity and chance

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье проведен историко - логический анализ трудов известных философов республики исследовавших основные понятия и категории философии, внесших неоценимый вклад в становлении новейшей философской науки и мысли в Кыргызстане.

Текст научной статьи

В истории развития кыргызской философии особое место занимают труды известных кыргызских ученых по фундаментальным проблемам эпистемологии. Их научные произведения играют особую роль в общественно - политической жизни и в развитии философской науки в Кыргызстане. В круг исследуемых ими вопросов входили: “предпосылочное знание”, категории “понятие”, “непосредственное” и “опосредованное”, “модель” и “моделирование”. Докторская диссертация «Логико - гносеологическая и эвристическая эволюция понятия» ученого - философа А. К. Асанбаева, рано ушедшего из жизни, является одним из значительных вкладов в исследовании проблем научного познания и развития философской мысли в Кыргызстане. [1] Актуальность данного диссертационного исследования заключается в том, что автор впервые изучает в истории кыргызской философии проблему понятие, до сих пор неставшее объектом философских исследований, если стало, тогда только предметом других наук. Как показывает автор, категория понятие рассматривалось в логике как основная категория мышления и определенное умозаключение, возникшее в основе познания окружающего мира. По мнению автора, изучение историко - философском аспекте категории понятие, считающиеся основной категорией философии, является главной задачей философской науки. Потому что, согласно историко - логическим требованиям, изучение данной проблемы в комплексном и системном подходах, в определенной мере способствует в полном виде пониманию логики, в диалектическом развитии философии вообще. Несмотря на то, что изученность онтологических, гносеологических и логических аспектов, как и другие философские проблемы, категория понятие требует широкого и точного определения. Поэтому для рассмотрения закономерности развития категории понятие, необходимо изучить его динамику в концептуальном и пралогическом (дологической - У. Б.) развитии, т. е., его развитии в онтологических, гносеологических и логических аспектах. По мнению автора, разъяснение сложной природы категории понятие, является необходимым и основным условием, в понимании его концептуальной сущности и диалектической характеристики. Вместе с тем, некоторые новые результаты по исследуемой проблеме, конкретизируют и обогощают категориальный аппарат философии. Как отмечает автор, в результате сложности проблемы нет единого взгляда по определению статуса категории понятие и не была дана общее определение (дефиниция). В действительности нет систематических трудов исследовавших эволюцию категории понятие в истории кыргызской философии, с момента возникновения данной категории, до входа в систему научных категорий. Проблемы присущие данному вопросу, о необходимости уточнения грани некоторых концепций, изучались только в определенных контексах. По мнению автора для определения категориального статуса и онтологических, гносеологических и логических функций категории понятие, потребуются исследования согласно логики истории непрерывного развития. В труде уточняются первичные историко - логические формы категории понятие, т. е., определяются его предлогические основы. В диссертационном исследовании проблема понятие анализируется согласно своему содержанию и предпосылку. Категория понятие рассматривается как и другие категории, находящие свое место в развитии филогенезной логики и познании, отличающихся глубиностью значений, масштабностью содержания и изучается как быстро развивающийся продукт философского мышления. В исследовании философа А. К. Асанбаева, термин понятие рассматривается как философская категория, уточняется ее категориальная сущность и отражающие функции. Известный философ, специалист по проблемам эпистемологии Бокошев Ж.Б. в своей докторской диссертации «Гносеологический анализ предпосылочного знания»[2] расширяя содержание понятия, ставит проблемные вопросы будущих исследований, автор определяет подходы в решении теоретических проблем. В труде анализируется генезис и эволюция предпосылочного знания, изучается его содержание, структура, форма жизни и функции в науке. [2] Монография является весомым трудом, полноценно анализирующим категории предпосылочного знания, раскрывающим смысл истории возникновения вопроса в научном познании, раскрывающим закономерности возникновения новых знаний. Актуальность данной работы, прежде всего, связана с глобальными проблемами современности. Как отмечает автор, философия является духовной деятельностью, размышляющая о природе человека, сознании и проблемах культуры. Философ Бокошев Ж.Б. в своих произведениях проводит комплексный анализ предпосылочного знания. [2] Несмотря на отличительные особенности возникновения, содержания, структуры и функции познавательных предпосылок, автор с помощью теоретической абстракции объединяет их в понятие предпосылочное знание. К основным исследованиям методов научного познания можно отнести философские труды доктора философских наук К. Сариевой. [3] В работах анализируются история возникновения, становления и развитие понятий «модель» и «моделирование», изучается роль данных понятий в системе философских знаний, генезис и эволюция математических понятий арабо-мусульманской философии, проблемы перевода произведений античной философии в средние века, особенности развития естественных наук в данную эпоху [3]. Понятие «модель» автором рассматривается как понятие, обозначающее условности между объектом исследования и субъектом исследователя. В труде автор понятие «модель» осмысливает как всеобъемлющий метод, включающий в себя различные оттенки научных принципов как «обобщение», «синтез», «сравнение», «мера», «наблюдение» и выражает также особенности философской категории, как форма, включающий в себя содержание внутреннее и внешнее, и охватывающее значение таких понятий, как «эмпирическое знание», «жизненный опыт», «образец», «образ», «представление» и др. К исследованию диалектических и логических принципов и категорий в Кыргызстане посвящены труды докторов философских наук Бекбоева А.А., Саралаева Н.К., Карабекова К.Ч.. Профессор Бекбоев А. В своих философских произведениях обстоятельно исследует фундаментальные категории диалектики в учениях античных мыслителей и восточных перипатетиков. [4] Ценным в работе являются историко- логический анализ исследования философии как науки и ее направлений. При изучении и интерпретации категорий “необходимость” и “случайность” автором предложены собственные методы и мысли. Ученый - философ Саралаев Н.К. в своих монографиях посвященных проблемам исследования категорий диалектики не только исследует и детально анализирует разработанные принципы исторического и логического в философской системе античности и средневековья, но и дополняет, систематизирует концепции философских систем разных эпох с учетом новейших достижений современной науки. [5] Определяет статус и роль категорий историческое и логическое в научном познании как основные философские методы при создании целостной научной картины мира. Известный философ, профессор Карабеков К.Ч. одним из первых в республике исследовавший диалектико - логическую сущность “непосредственного” и “опосредованного” пишет, “в реальной действительности существует взаимосвязь и взаимозависимость. Вещь и принадлежащие к различным системам и, будучи качественно неоднородными, отдаленными пространственными и временными интервалами, могут оказаться зависимыми друг от друга”. [5,36] Он отмечает, “связь всех вещей природы можно уподобить длинной чередой опосредственных отношений. В таком случае система будет выглядеть так: С, Р1, Р2, Р3, Р4, … и т. д. Опосредование предметов друг с другом многогранно, многочисленно» так как нет процессов, не связанных с другими процессами. Явление природы взаимосвязаны между собой”. [5,36] Профессор Карабеков К.Ч. в своем труде приходит к выводу, что понятия непоредственное и опосредованное, как и другие категории диалектики отражают общие и существенные черты и связи всех предметов и явлений материального мира.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.