ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Татаринцева Н.Е.,Чайковская А.

Южный федеральный университет


Номер: 4-5
Год: 2017
Страницы: 73-77
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

семейные ценности, восприятие, дети дошкольного возраста, изобразительное искусство, family values, perception, preschool age children, fine arts

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье раскрываются вопросы приобщения дошкольников к ценностям семьи средствами различных видов искусства: живописи, графики, скульптуры.

Текст научной статьи

Одной из важнейших базовых ценностей, созданных человечеством в период своего существования, является семья. Семья становится главным агентом социализации для ребенка в первые годы его жизни. Ребенок копирует поведение, образец отношений своих родителей сначала на подсознательном уровне, благодаря механизмам идентификации, подражания, импринтинга. В его сознании запечатлеваются образы родителей, бабушек и дедушек, сестер и братьев, происходит неосознаваемое овладение нормами социального поведения, принятыми в обществе, отождествление себя с родными и близкими. Благодаря семье, ребенок входит в социальный мир, осваивает эталоны ролевого поведения, межличностных отношений, специфику домашнего быта. Семья способствует формированию способов поведения, привычек, личностных характеристик, психических свойств. То, что ребенок усвоил в детстве в семье, во многом окажет влияние на создание его будущей семьи, формирование материнских (отцовских) качеств (А.Я.Варга, Л.Н.Галигузова, С.В.Дармодехин, А.Д.Кошелева, А.С.Красовский, Г.Г.Филиппова и др.). Решение задач воспитания ребенка как будущего семьянина зависит во многом от особенностей семьи (ее состава, установок и ценностей, семейного уклада, традиций, специфики детско-родительских отношений, психологического климата, взаимоотношений между поколениями и т.д.). Понимание родителями важности решения этой задачи уже в период дошкольного детства позволит гуманизировать внутрисемейные отношения, нормализовать уклад семейной жизни, обогатить воспитательный процесс, обеспечить условия для самовоспитания [7, 97]. Важная роль родителей в воспитании ребенка, значимость формирования у дошкольников чувства принадлежности к семье отмечается в официальных документах в области образования. В Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г. отмечается, что одной из основных задач государства в сфере образования является «… обеспечение условий для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье» [6]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в числе основных принципов дошкольного образования провозглашает «… сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к традициям семьи» [8]. Проблема приобщения детей к семейным ценностям в последние годы изучается многими учеными (Е.С.Бабуновой, Т.М.Бариновой, Н.А.Каратаевой, С.Д.Кириенко, Т.Ю.Купач и др.). Ученые считают, что содержание семейных ценностей остается традиционным и проблема заключается в сохранении семейных ценностей, их воспроизводстве и обогащении. Специально организованный воспитательный процесс позволит развить интерес у дошкольника к ценностям семьи, семейным традициям, сформировать у ребенка опыт в продолжении семейных традиций. Ребенок дошкольного возраста может осознавать значимость семьи для себя и понимать свою необходимость для родных и близких. Осознать ценностные ориентиры семьи ребенку помогут такие семейные традиции, как праздники семьи, рассказы взрослых о предках, семейные реликвии, фотоальбомы и т.д. Дошкольник осознает, что в обыденной жизни ценности семьи проявляются в заботе членов семьи по отношению друг к другу, во внимании и уважении личных интересов каждого. На наш взгляд, приобщение дошкольников к семейным ценностям будет более эффективно в процессе восприятия ими изобразительного искусства. Исследования ученых показывают, что дети старшего дошкольного возраста способны к восприятию образа человека в произведениях искусства и отражению его в различных видах продуктивной деятельности. По мнению исследователей Л.А.Андреева, Н.Н.Волкова, Л.С.Выготского, М.В.Грибановой, В.С.Мухиной, Т.С.Комаровой, Р.М.Чумичевой, в изобразительном искусстве детей привлекают социальные темы. Проблема восприятия дошкольниками семьи, отца, матери в художественных образах остается мало изученной. В связи с этим, проблема приобщения дошкольников к семейным ценностям посредством изобразительного искусства является актуальной. В исследованиях А.А. Бодалева, А.В. Запорожца, П.Я. Якобсона и др. изучается проблема восприятия ребёнком образа другого человека. По мнению А.А.Бодалева, овладение социальным опытом осуществляется посредством трансформации ценностей культуры и социума, посредством активного приобретения данных ценностей и реализации их в общении и деятельности [1]. Образ другого человека в полной мере может быть воспринят через произведения искусства. В исследованиях ученых В.А. Езикеевой, В.В. Зеньковского, Л.В.Компанцевой, В.С. Кузина, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской, П.М. Якобсона и др. раскрываются вопросы восприятия детьми произведений изобразительного искусства. Единой точки зрения на проблему до сих пор не сложилось. Однако ученые выделили отличительные особенности эстетического восприятия художественного образа детьми старшего дошкольного возраста [2]. В исследованиях Л.В. Грабаровской, М.В. Грибановой отмечается, что дети дошкольного возраста способны к осознанному восприятию сюжетов живописных произведений и восприятию эмоционального состояния героев. Авторы отмечают, что дошкольникам проще воспринять эмоциональное содержание картины через мимику героев, изображенных художником. Восприятие поз, жестов персонажей, взаимоотношений героев оказывается для дошкольников более трудным [3; 4]. Исследователи С.Л. Рубинштейн, Е.А. Флёрина, Р.М. Чумичева отмечают, что дети дошкольного возраста хорошо понимают содержательную сторону тех изображений, которые отражают общественные явления и средства выразительности. По мнению Л.С.Выготского, Р.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, В.С. Кузина, Н.Н. Поддъякова, Н.П. Сакулиной и др., организуя познавательную деятельность дошкольников, необходимо научить дошкольника понимать не только выразительную сторону явлений окружающего мира, но и проникать в суть явлений. Искусство может войти в сознание и структуру личности ребенка только через понимание и переживание. Ребенку дошкольного возраста трудно еще целостно воспринять картину, так как объединение отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое представляет для ребенка определенную трудность, что связано с особенностями развития его мышления и ограниченностью детского опыта. Экспериментальные исследования обнаруживают, что дети дошкольного возраста способны к восприятию картин, сюжет которых им близок. Восприятие произведений живописи детьми становится лучше, если ведется целенаправленная работа в данном направлении. Среди разнообразия изобразительного искусства в процессе приобщения дошкольников к семейным ценностям можно выделить живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство. Наиболее приемлемыми являются портрет и жанровая картина (исторический жанр, батальный, бытовой, анималистический). Остановимся на содержательной характеристике живописи, являющейся для нашей работы наиболее ценной в процессе формирования представлений у дошкольников о семейных ценностях, о мужественности и женственности, об идеалах отца и матери. Живописные работы разнообразно представлены в искусстве. Наличие их репродукций позволяет в условиях дошкольной образовательной организации дать представления детям о специфике различных эпох, неповторимости образов художественного искусства, об их исторических и культурных смыслах. Живопись дает возможность наиболее полно и адекватно понять смысл и назначение семьи, родительства, супружества в обществе. Образы мужчины и женщины находят отражение в картинах живописцев многих эпох, что позволяет определить эволюцию традиционных стереотипов мужественности и женственности, необходимых для становления ценностного отношения к мужчине-отцу, женщине - матери. В картине Рембрандта Ван Рейна «Возвращение блудного сына» (1669г.) рассказывается о молодом человеке, который покинул свой отчий дом, и после долгих лет странствований, нужды, позора вернулся к отцу. Старый отец готов простить сына, обнимает его дрожащими руками и целует. Современный художник Д. Жилинский в своей картине «Ожидание» (1978 г.) отразил вечную тему продолжения рода, желание любящего мужчины заботиться о женщине, матери его детей, стремление отдать силы на их защиту. На картине В.М. Максимова «Слепой хозяин» (1884 г.) изображен мужчина-отец, который кормит, держа на руках, своего сына. Любовь, забота, желание научить ребенка тому, чем владеет сам, показаны в образе отца. Отец бережно обнимает своего малыша. В его движении ярко выражено стремление научить ребенка всему, что умеет сам. В женских образах изобразительного искусства, начиная со средних веков, особо подчеркивались в женщине христианские добродетели - смирение, уступчивость, великодушие. Иконописец Дионисий создал цикл произведений, посвященных жизни Марии и Иисуса. Образ Богородицы Марии стал символом материнства, вечной женственности. Художники Леонардо да Винчи, Рафаэль в своих работах запечатлели женские образы, ставшие олицетворением духовного и физического совершенства. «Сикстинская Мадонна» Рафаэля становится венцом творчества художника, сочетая в себе женственность, человеколюбие, величие, достоинство. Целый ряд художников создали цикл картин, посвящённых извечной теме материнства, женственности, обаяния. В большинстве работ Леонардо да Винчи мы находим отражение идеальных женских образов, которых объединяет общее - материнская любовь. Проблема ценности и значимости семьи поднимается в работах авторов различных эпох. «Семейный портрет» Антониса Ван Дейка, написанный в 16 веке, раскрывает нежные чувства родителей по отношению к ребенку, их стремление заботиться о малыше, обеспечивая его защиту. Интересны и понятны для восприятия дошкольниками будут картины Луи Ленена «Семейство молочницы» (1640 г.), Луи Галле «Семья рыбака» (1848 г.), А.П. Ткачева, С.П. Ткачева «Июньская пора (1977г.), Д.Н. Шмелева «На полях Витебщины» (1986 г.), И.И.Симонова «Династия» (1974 г.). На картинах изображена семья, членов которой объединяют общие дела, интересы, труд. Картины Ф.О.Рунге «Портрет родителей с внуками» (1806 г.), Э.А.Белогурова «Портрет родителей» (1978 г.), В.С.Ульянова «Счастливо прожитые годы» (1975 г.) посвящены старшему поколению, заботе стариков о детях и внуках, жизни, прожитой в любви и согласии в семье. Путешествие по столетиям дает возможность определить идеал семьи, составляющими которого являются любовь, взаимопонимание, забота друг о друге, уважение и гармония. Помимо живописи, педагогическим средством приобщения детей к семейным ценностям может стать графика. Графика является одним из распространенных видов изобразительного искусства. К ней относятся зарисовки с натуры, тематические рисунки, иллюстрации книг и журналов, карикатуры, плакаты и т.д. Графика (греч. «пишу», «черчу», «рисую») являются мощным средством воспитания. Виды графики (станковая, книжная, газетно-журнальная и прикладная), являющиеся эффективным средством воспитания, способствуют развитию у детей интереса к искусству, формированию эстетических чувств, становлению желания познавать мир через изображение реальных предметов. Книжная графика является самой доступной в детском саду и семье. В процессе чтения книг необходимо обращать внимание детей на книжные иллюстрации, помогающие представить образ героя, его действия, запомнить и воспроизвести. В известных книгах детства «Наш Андрейка» Ю. Яковлева, «Четыре желания» К. Ушинского иллюстраторами М.Петровым, Н.Устиновым с любовью и уважением представлены сцены из семейной жизни, образы родителей и детей, выступающих в роли единомышленников, участников общего дела. Иллюстратор сказки С.А. Аксакова «Аленький цветок» Т.Шеварева представила образ любящего отца, заботящегося о своих детях, готово идти на край света ради исполнения обещания, данного дочери. Сила духа отца, твердость характера, его верность слову рождают у дочери чувство долга и ответственность. Книжные иллюстрации дают возможность раскрыть детям вопросы деторождения. Дети узнают, что Снегурочка появляется на свет из снега (иллюстратор А. Ивашенцева), Дюймовочка рождается в цветке (иллюстратор Н. Князькова), детей может принести аист, их находят в капусте (Г. Юдин «Главное чудо света») и др. Иллюстрации Г. Юдина способствуют развитию познавательного интереса детей, помогают детям в соответствии с их возрастными возможностями увидеть и понять реальную картину рождения человека (развитие в утробе матери, кормление грудью, уход за ребенком и др.). Эффективным средством приобщения детей к семейным ценностям может выступить скульптура, являющаяся видом изобразительного искусства, выражающим художественный образ в объёмной, пластической форме, в различных материалах (глина, пластилин, гипс, камень, дерево, кость и т.д.). Данный вид искусства способствует формированию у детей эстетического отношения к мужским (женским) образам на примере скульптурных изображений. Скульптура «Родины-Матери» (Э.Д. Амашукели) в Поти отражает скорбь матери, потерявшей на войне своего сына, но сохранившей стойкость, непреклонность перед врагом, веру в себя и свои силы. Скульптура М. Аникушина «Мир» олицетворяет единение матери с ребёнком, мир, спокойствие, гармонию. Таким образом, формирование представлений о семье, ценностного отношения к матери и отцу, любви к ним возможно в процессе восприятия образов изобразительного искусства, среди которых живопись во взаимодействии с другими видами изобразительного искусства наиболее точно соединяет в себе духовное и материальное, светлое и тёмное, позволяет наиболее полно понять природу и роль женщины и мужчины в семье. Посредством специально организованных видов деятельности, обуславливающих восприятие изобразительного искусства, можно содействовать освоению дошкольниками социального опыта родительства, супружества, жизненно важного для гармоничного развития личности девочки и мальчика, как будущих матери и отца. Дети старшего дошкольного возраста способны познавать собирательный художественный образ произведений искусства. Это является основанием для дальнейшего изучения проблемы, так как имеющиеся исследования недостаточно глубоко раскрывают возможности искусства с позиции приобщения детей к семейным ценностям. Особенности и возможности восприятия старшими дошкольниками художественных образов обуславливают необходимость разработки содержания программы приобщения к семейным ценностям детей старшего возраста средствами изобразительного искусства, технологии ее реализации и разработки модели предметно-пространственной эстетической среды в дошкольных образовательных организациях, способствующих формированию ценностного отношения к семье.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.