ПСИХОЛОГИЯ АЛЬТРУИЗМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА Мусаева Н.К.

Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева


Номер: 4-5
Год: 2017
Страницы: 91-93
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

социальный альтруизм, эмпатия, социальный работник, коллективистское общество, social altruism, empathy, social worker, collectivistic society

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье исследуется психология альтруистического поведения в процессе социальной работы. Характеризуется поведение социального работника-альтруиста и его влияние на качество социальных услуг. Также в работе рассмотрены принципы социальной жизни, обуславливающие развитие альтруистических установок у кыргызов.

Текст научной статьи

Такие факторы как духовный мир, нравственные ценности, этика профессионального поведения и личностные качества социального работника очень важны для эффективной реализации социальной работы и повышения ее качества. Поэтому в процессе обучения социального работника особый акцент делается на воспитание и развитие духовно-личностного и нравственного уровня: гуманности, социальной ответственности, доброты, эмпатии, чувства справедливости, толерантности, вежливости, эмоциональной компетентности и т.д. Особую роль среди компонентов духовного портрета социального работника имеет альтруистическая установка социального работника. В большинстве случаев практические и теоретические знания социального работника окажутся невостребованными, если его клиент почувствует полное равнодушие или неприязнь к себе и своей судьбе. Социальный альтруизм как необходимое качество личности социального работника выражается в стремлении к обществу, другим людям, их интересам, желании улучшить благополучия других и участвовать в жизни социума. Руководствуясь такой особой жизненной установкой в своем поведении, социальный работник поступает; во-первых, свободно, поскольку принятая обществом система морально-нравственных нормативов в наибольшей степени отвечает его внутренним устремлениям и ожиданиям; во-вторых, сознательно, так как, если желание помочь является его призванием, то это, несомненно, мотивирует инициативность, заинтересованность и энергичность. Социальный работник старается сделать разумный и адекватный выбор из значительного количества возможных вариантов решений; в-третьих, добровольно, так как, возложенную на себя роль социальный работник принимает без принуждения. Альтруистичный социальный работник всегда готов понять и помочь не в силу служебного положения, а по требованию его внутреннего нравственного принципа. Таким образом, альтруистические наклонности обеспечивают осознанный выбор помогающей профессии, принятие всех ее требований и соответственно грамотное и ответственное отношение к функциональным обязанностям. Альтруизм имеет огромное психологическое значение. Забота о других, дает возможность человеку приобрести уверенности в себе, ощущать себя способным, полезным и нужным. Следовательно, у него повышается самооценка, самоуважение и вера в личностный потенциал. Согласно К. Роджерсу, одной из причин такого поведения является социальная приспособляемость, стремление стать членом какой-либо группы и добиться ее одобрения и положительной оценки [5,50]. Согласно А.Адлеру, люди помогают другим людям в соответствии с потребностью в сверх компенсации[1,123]. По его мнению, человек сможет преодолевать свое чувство неполноценности только в сотрудничестве с другими людьми, привнеся ценный вклад в развитие общества. Также в своей типологии выделяет социально-полезный тип людей и дает им следующую характеристику: это люди с высоким уровнем чувства долга по отношению к окружающим и с высокой активностью и готовностью внести свой вклад в благоденствие других. Противоположное мнение о природе альтруизма выражают Салливан Х.С. и Джеймс В. Они утверждают, что формирование и развитие альтруистической установки личности происходит на почве личного эгоизма. Говоря о “Я-системе”, Салливан Х.С. выделял три ее структуры: “Хорошее-Я”, “Плохое-Я” и “Не-Я”, описывая их роль в психическом развитии. При этом он подчеркивает, что люди проявляют альтруизм, прежде всего исходя из личных интересов. По своей природе, человек всегда стремится к персонификации себя как “Хорошего-Я” и избегает мнений о себе как о “Плохом-Я” [3,156]. Это является наиболее важной потребностью, так как, мнение о себе как о “плохом” является источником постоянной тревоги. Люди часто помогают другим людям для защиты своего“Я”, отметил Джемс В., так как, чувство неудачи, неспособности и бесполезности формируют чувство стыда и вины. При этом у человека понижается самоуважение (self-esteem), ухудшаются представления о себе (self-concept), и само оценивание (self-evaluation) [2,135]. «Наши ощущения в этом мире зависят исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить», отметил он. Положительные альтруистичные установки, благие намерения, одобрительные поступки помогают личности создать ощущение внутренней свободы и раскованности. Позиция Джемса поддерживается и мнением З.Фрейда о том, что социальная направленность поможет человеку, прежде всего, во избежание внутриличностных конфликтов, мучений совести, апатии и меланхолии. Все вышеназванные компоненты самосознания и самооценки необходимы социальному работнику в его повседневной практической деятельности, который призван сформировать их у своих же клиентов. А для этого им рекомендуется быть более самокритичными, обладать адекватной самооценкой, самообладанием, и находиться в постоянном стремлении к развитию. Как подчеркивает Адам Смит: «Каким бы эгоистичным не казался человек, в его природе явно заложены определенные законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастья необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением видеть это счастье» [6]. Полагается, что человек не смог бы жить один, не помогаю другим, служа только собственным интересам. Помогая другому, оказавшемуся в трудной ситуации, выслушивая его с пониманием, одаривая вниманием, человек испытывает в этот момент бескорыстное и облагораживающее чувство великодушия, щедрости, даже превосходства. Альтруизм развивает у социального работника способность к эмпатии, которая может проявляться в качестве отрефлексированного переживания, вызванного состояниями клиента. Клиент, обращаясь за помощью в социальные службы, в первую очередь ищет и ожидает от социальных работников сочувствия и сопереживания. Эмпатийное отношение социального работника поможет ему адекватно оценить эмоциональное стостояние клиента, снять психологический барьер, тем самым регулировать взаимоотношение. Но как отмечает Р. Чальдини, чувство эмпатии, сострадание и сопереживание ухудшают настроение помогающего человека и придаст пессимистический настрой. В таком случае, помогающему гораздо труднее будет надеяться на «лучшее» и находить более легкие пути выхода из трудной жизненной ситуации. При виде несчастий другого, социальный работник будет склонен испытывать, личностный дистресс и профессиональное эмоциональное выгорание. Но, несмотря на негативный эмоциональный фон им приходится прилагать максимум усилий, чтобы помочь своему клиенту преодолевать жизненные невзгоды. При таких ситуациях альтруистические мотивы являются своеобразным ключом успеха в повседневной практике социальных работников. Личностно-духовные качества порой играют решающую роль в социальной работе. В этой связи, особое значение должно придаваться процессу формирования у будущих социальных работников системы ценностных ориентаций, имеющей гуманистическую и деонтологическую направленность. Формированию альтруистических черт личности особую роль играет и этнокультурная среда: национальные ценности, традиционное наследие, генеалогическая память и т.д. Так, в философии кыргызского народа развитие личности не может быть рассмотрена в отрыве от ее социального окружения и вне общественных связей. Кыргызы издревле воспитывались в духе коллективизма и единства, что обеспечивали безопасность и выживание народа. Заботясь друг о друге люди получали возможность умножить свои силы и получить преимущество в борьбе за существование. Благо другого человека считалось более важным и значимым, чем собственное благо и личные интересы. Приведем несколько примеров из пословиц кыргызского народа, которые мотивируют на развитие у молодежи альтруистических установок: «Жакшы эл камын, жаман өз камын ойлойт» (Хороший заботится об общем благе, эгоист о своем), «Элге кылган жакшылык жерге калбайт» (Добро сделанное народу, не пропадает), «Жакшы санаа жарым ырыс» (Благожелательная мысль - половина счастья) «Жакшы элин өргө сүйрөйт, жаман элин көргө сүйрөйт” (Хороший тянет свой народ вверх, а плохой вниз), “Жакшы сөз - жан эритет, жаман сөз - жан кейитет” (Доброе слово вдохновляет, а от плохое унижает), “Жакшынын - шарапаты, жамандын - кесепети” (От хорошего человека веет благородством, а от плохого идет беда), “Кайрылгандан - айрылба” (Не отделяйся от того, кто проявляет тебе заботу)[4]. Подобным образом, культурно-традиционные особенности, этнопедагогика, кочевой образ жизни кыргызов обуславливали развитие альтруистических установок и принципов взаимной помощи.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.