ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ Бутенко Н.А.

Сургутский государственный университет


Номер: 4-5
Год: 2017
Страницы: 97-99
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

социальный институт, малая социальная группа, семья, либерально-прогрессисткая парадигма, консервативно-кризисная парадигма, гендерный подход, social institute, small social group, family, liberal прогрессисткая paradigm, conservative and crisis paradigm, gender approach

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается проблема осмысления семьи как социального института и трансформация семьи в современном обществе. Автор проводит сравнение различных подходов к изучению семьи в социологии с целью выявления наиболее оптимальной методологии исследования семьи. Системный подход является междисциплинарным и может применяться к изучению семьи как социального института и малой социальной группы.

Текст научной статьи

Необходимость научного осмысления семьи как социального института в современном обществе обусловлена тем, что она с древности удовлетворяет фундаментальные потребности общества в его производстве и воспроизводстве, а также трансформацией самого общества, что влияет на изменение института семьи. Семья является одним из главных условий существования общества, потому что она интегрирует все социальные связи и непосредственно воздействует на общественные процессы. Хотя, конечно, она в полной мере испытывает на себе все изменения, происходящие в обществе, и вместе с ним подвержена определенной трансформации. В современной социологии существует ряд научных подходов к исследованию семьи, каждый из которых опирается на собственную методологию. Это является следствием изменяющейся социальной реальности. Назрела необходимость в создании общей социологической теории семьи с единой методологией. Но на сегодняшний день такого общего подхода не существует ни в отечественной, ни в зарубежной социологии. В мировой социологии выделяют две основных парадигмы исследования семьи: либерально-прогрессисткой и консервативно-кризисной. Особое место в либерально-прогрессистком направлении социологии семьи занимает эволюционный подход, в основе которого лежит утверждение, что современная семья не имеет определенного нормативного идеала, но опирается на единственную ценность индивидуальной свободы выбора. Следовательно, сторонники данного подхода достаточно толерантно относятся к существованию разных вариантов типов семьи (однополые браки, семьи одиноких матерей и др.). Внимание исследователей переносится на внутреннюю структуру семьи и брака, на взаимоотношения супругов. Наиболее ярким представителем эволюционного подхода является С. И. Голод. Он обращает внимание на кризисное развитие семьи, одним из показателей которого является развод. В то же время он приходит к идее «радикальной трансформации природы брака, которая и делает развод нормальным явлением, его атрибутом» [2, с.84] Несколько иную трактовку кризиса семьи в рамках этого же подхода дает Т.А. Гурко. Она подчеркивает, что о «кризисе» семьи можно говорить достаточно условно, так как процессы, которые происходят сейчас с семьей (рост разводов, нуклеаризация, падение рождаемости и др.), являются результатом естественного освобождения женщины от нормативов патриархальной семьи. [3,с.40-43] В целом сторонники эволюционного подхода опровергают роль современной семьи как социального института, утверждая, что семья утратила большинство функций, передав их другим социальным институтам. На наш взгляд, невозможно согласиться с данным утверждением, хотя в связи с тем, что, несмотря на снижение репродуктивной функции, семья по-прежнему остается единственным социальным институтом, отвечающим за воспроизводство членов общества. Думается, что в силу ряда объективных условий, сформированных в современных обществах, традиционные устои существования семьи разрушаются, но нельзя сказать, что в обществе полностью исчезли все нормы и ценности, которых придерживается семья (ценность брака, супружества, родства, родительства, взаимопонимания и взаимоподдержки и др.), а значит, нормативная модель семьи продолжает существовать. К числу представителей либерально-прогрессисткой парадигмы изучения семьи можно отнести таких авторов как Э.Берджесс, А.Г.Вишневский, У. Джемс и др. Они разрабатывают теорию модернизации семьи, т.е. изменения, происходящие с семьей трактуются как прогрессивные. Трансформация семьи происходит в рамках малой социальной группы, первоэлеменом которой является индивид, а не семья и ее функции как социального института. Представители консервативно-кризисной парадигмы (А.Карлсон, Р. Нисбет, А.И. Антонов, К.Циммерман и др.) считают, что происходит системный, глобальный кризис семьи как социального института. А.Карлсон разрабатывает концепцию фемилизма, в которой подвергает критике либеральные принципы социального исследования и в качестве основного элемента социальной системы предлагает считать семью, а не индивида. [4, с.12] В рамках этого направления А.И. Антонов обосновал функционалисткую концепцию семьи, в которой доминирует рассмотрение семьи как социального института, выполняющего основную функцию производства и воспроизводства общества. Сторонники данной парадигмы считают, что системный кризис института семьи в современном обществе наступил в результате пересмотра традиционного разделения ролей в обществе мужчины и женщины, борьба за равенство полов, приведшая к разрушению стабильного брака и семейных ценностей. С 80-х гг. ХХ века на Западе популярными становятся микросоциологические теории исследования семьи (символический интеракционизм, этнометодология, теория социального обмена и др.), которые стремятся свести социологию семьи к социологии пола. [6, с.13, 90] В настоящее время развивается методология гендерного подхода в исследовании семьи. На Западе он сложился в 70-80-е гг. ХХ в. (К. Хорни, Б.Фридан, Г.Рубин и др.), а в России в социологии семьи стал применяться в сер. 90-х гг. (Н. Римашевская, М.Малышева, Д. Ванная, Ж.Чернова, М.Арутюнян, О. Воронина и др.). В отличие от других подходов, акцент делается на измерении гендерных границ семьи и брака. Изменения гендерных отношений в обществе вызвали и изменения этих отношений в семье. Часто гендерный подход связывают с развитием и влиянием феминизма в современном обществе. Главной задачей исследования в гендерном подходе считается рассмотрение неравенства полов в различных общественных сферах, в том числе и семье. Порядок, в котором мужчины играют доминирующую роль в обществе, установлен, по мнению сторонников гендерной теории, во всех социальных институтах - от семьи до политики. Семья и брак играют главные роли в воспроизводстве определенного гендерного порядка в обществе. [1, с.1225] Рассмотрение семьи как социального института и как подсистемы общества (Т.Парсонс) является познавательно правильным и глубоким, так как позволяет изучать связь семьи и общества с точки зрения социального института и с позиций малой группы. Однако, по мнению сторонников гендерного подхода, является недостаточным, так как, несмотря на познавательную ценность таких подходов как инструментализм, функционализм, конструктивизм в изучении семьи и брака, не учитывается их гендерная составляющая, т.е. взаимоотношения биологических полов. Бурханова Ф.Б. выделяет следующие базовые структурные компоненты гендерной модели брака: ценности и культурные нормы, гендерное разделение труда и власти между супругами, эмоциональная составляющая и сексуальные отношения между супругами. [ 1, с.1229] В связи с тем, что семья сочетает в себе противоречивые элементы: биологические и социальные, групповые и институциональные, представляется трудность социологического исследования семьи как объекта познания. В современных научных исследованиях ведущим принципом интеграции знания служит применение методологии системности. На наш взгляд, принцип системности может быть применен в исследовании семьи как социального сложного системного объекта. В познавательном плане применение принципа системности представляет собой определенную трудность, так как не всегда выявить системную связь объектов, их структурированность не всегда представляется возможным, в связи с тем, что эта связь не лежит на поверхности, ее нужно выявить. Применение принципа системности позволяет интегрировать различные научные подходы к изучению семьи путем их синтеза и взаимодополнительности. [5, с.30]. Очевидно, что проблема исследования семьи носит междисциплинарный характер. Как нам кажется, социологии в этом исследовании принадлежит основополагающая роль, так как она интерпретирует и обобщает частные данные, полученные отдельными науками в этой области исследования.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.