СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЙНОГО ЦЕНТРА г. СУРГУТА Куликова И.М.

Сургутский государственный университет


Номер: 4-5
Год: 2017
Страницы: 108-110
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Краеведческий музей, Художественный музей, научно-исследовательская деятельность, экспозиция, социальная роль, Museum of local lore, Art museum, scientific and research activities, exhibition, social role

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассмотрена социальная роль научно-исследовательской работы Музейного центра г. Сургута, определены каналы реализации результатов музейной научной деятельности в социальной среде города.

Текст научной статьи

Музеи как институциональные образования выполняют ряд важных социальных функций, под которыми традиционно понимают общественное назначение музея, его роль относительно изменяющихся потребностей общества. Согласимся с мнением, что в последние два десятилетия музеи, учитывая изменения в обществе после 1991 г., развивали преимущественно культурно-образовательное и культурно-развлекательное направления деятельности [3]. Однако сберегая старые традиции, они смогли сохранить статус научно-исследовательских и научно-просветительных учреждений. Эти функции достаточно успешно осуществляет Музейный центр г. Сургута, созданный на основе объединения Краеведческого и Художественного музеев в единый комплекс (1999). В 2016 г. в результате реорганизации в состав Центра вошла галерея современного искусства «Стерх». Научно-исследовательская работа музеев является основой их функционирования. Само определение музеев как научно-исследовательских учреждений [1, 599] предполагает осуществление ими деятельности по созданию источниковой базы (через комплектацию фондов) для научных исследований в разных областях. Это касается богатейших и уникальных археологических артефактов, найденных во время раскопок в Сургутском районе. Для науки бесспорный интерес представляют произведения искусства и ремесла, предметы быта (прежде всего коренных этносов). Среди наиболее ценных экспонатов - коллекции средневековых изделий из серебра, золота и бронзы, коллекции наивной живописи, книжной графики, живописных полотен авторов ХХ в. Не меньшее значение имеют документы и иконографические материалы, отражающие исторические события, экономическое и техническое развитие региона; мемориальные объекты, связанные со знаменитыми земляками, и другие источники. С другой стороны, уже само собирание экспонатов (комплектация) осуществляется на строгой научной основе. В музеях хранятся наиболее ценные, раритетные, уникальные вещи, что определяется научным подходом к отбору фондовых материалов. Музейные экспозиции и выставки составляются в соответствии с определенной научной или художественной концепцией. Системную научно-исследовательскую работу по изучению археологии и этнографии Сургутского Приобья Краеведческий музей начал с 1992 г. [2], значительно пополнив тем самым свои фонды. Основные научные интересы музея связаны с историей и культурой древнего населения Средней Оби, бытовыми и культурными традициями восточных ханты и манси, русских старожилов. Большое значение придается собиранию старопечатной и рукописной книги, православной иконы, произведениям косторезного промысла. По информации от 16.06.2016 г., музей имеет 77430 единиц хранения, из них 54808 предметов основного фонда. Среди них статус мировых культурных ценностей имеют 13 единиц, статус федеральных ценностей - 1886 единиц, и к ценностям, имеющим значение для культуры народов России, относятся 28247 единиц хранения [4]. Художественный музей собирание артефактов древнего искусства региона начал с 1996 г. Археологические раскопки способствовали спасению средневековых могильников и культурных комплексов (7314 единиц хранения) [6]. Музей провел большую работу по возвращению вывезенных с территории Сургутского района уникальных коллекций художественной бронзы средневековья, стал осуществлять охрану разрушающихся памятников историко-культурного наследия. В круге интересов музея оказалось не только средневековое искусство (начиная с I в.), но и искусство рубежа XIX-XX вв., произведения русской эмиграции, творчество современных художников Севера и Западной Сибири. По данным от 12.04.2016 г., в музее хранятся 19029 единиц, из них 7106 - предметы основного фонда [6]. Музейный центр Сургута является одним из организаторов научных конференций, материалы которых были опубликованы издательствами Сургута, - «Западная Сибирь в академических и музейных исследованиях» (2003, 2008, 2013) [2], осуществил публикацию научного издания «Западная Сибирь: прошлое, настоящее и будущее» (2004). Эти издания ориентированы на определенные круги городской интеллигенции и студенчества. Однако социальная роль осуществляемой деятельности ярче проявляется в научно-просветительском направлении, поскольку ориентирована на более широкие слои населения. В рамках этого направления были изданы каталоги музейных фондов, наиболее ценных коллекций и собраний: «Портрет музея: Сургутский художественный музей - 20 лет» (СПб-Сургут, 2012), «Археологическое собрание» (Екатеринбург-Сургут, 2011) и «Коллекции этнографии Сургутских ханты» (Сургут, 2014) из фондов Краеведческого музея. В Тюмени вышли подготовленные научными сотрудниками Центра работы по этнической культуре: «Сказки и куклы Нёрым-ях» (2006), «Монти Танья…» (2008). Опубликованы издания о людях, истории и современности края: «Единая земля…» (2008), «Музей. Город. Люди. 1963-2013» (2012), «Фронтовые подруги…» (2015) [2]; материалы по экспозициям, форумам искусств: «Собрание фотографий А.Ф. Мясникова» (2013), «Международный форум визуального юмора КАРИКАТУРУМ» (2010 и 2012) [6]. Активным средством популяризации музейных коллекций стал прием визуализации информации. Предметно-пространственная среда экспозиций и выставок благодаря компьютерному и мультимедийному оборудованию позволяет привлечь большее число посетителей, в первую очередь - молодежную аудиторию. Такая цель стояла, в частности, перед создателями АРХЕО арт-проекта «Возвращение в Ях», которое представляет собрание художественного музея I-XV веков «в мифологически-придуманном пространстве» [5]. Эта экспозиция как традиционный вид деятельности (демонстрация подлинных произведений искусства из золота, серебра, бронзы) сочетается с экспериментами в области дизайна (использование бумагопластики, мультимедиа и светозвуковых эффектов). С арт-проектом тематически связана концептуальная фотовыставка, посвященная древним артефактам, - «Миф о Мифе» с участием профессиональных фотографов из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Сургута. Концепция фотопроекта соединила древнее искусство и современную фотографию и дизайн, угорскую мифологию и её интерпретацию [5]. Экспериментальна выставка «99 мамонтов» - совместный проект Музейного центра Сургута, Музея истории кости (Тобольск), Государственного художественного музея (Ханты-Мансийск). Экспозиция, посвященная образу мамонта, представляет коллекцию графики, авторской куклы и скульптуры мастеров Тобольска, Салехарда, Сургутского района [5]. Тем самым музей выводит научную информацию - через интерпретацию музейных текстов и образов экспозиций - за пределы узкого круга, усиливая ее социальную роль. Резюмируя сообщение, подчеркнем, что научно-исследовательское направление определяет собой деятельность Музейного центра г. Сургута в целом. Реализация социальных аспектов деятельности в этой области осуществляется через изучение природных и исторических объектов, участие в археологических экспедициях, комплектацию фондов на научной основе, сохранение наиболее значимых артефактов, предметов искусства и ремесла, проведение научных конференций, публикацию результатов исследований. Реализация осуществляется также в процессе научно-просветительской деятельности, посредством музейной коммуникации (различные формы экспозиционно-выставочной работы, лектории, экскурсии, издание каталогов, альбомов, изоматериалов и пр.), что свидетельствуют о возрастании социальной активности музеев как научно-культурных центров.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.