РУССКАЯ ИДЕЯ: ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС И ПРОБЛЕМЫ КОНСОЛИДАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Пинчук И.В.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ


Номер: 4-5
Год: 2017
Страницы: 116-119
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

русская идея, политическая идеология, консолидация общества, ценности общества, православие, самодержавие, патриотизм. Keyword: the Russian idea, a political ideology, the consolidation of society, society values, Orthodoxy, monarchy, Patriotic feeling

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье исследуется сущность «русской идеи», ее исторический генезис и влияние на политику русских правителей и перспективы развития и реализации в современном российском обществе.

Текст научной статьи

Как известно, всю свою долгую историю наша страна славится особым взглядом на мир и на свое место в этом мире. С момента преодоления раздробленности Руси, в основу формирования главной политической концепции государства Российского легла особая идея - «Москва - третий Рим», безусловно ставшая частью русского сознания. Интересным представляется влияние этой «русской идеи» на политику русских монархов. Автором предпринята попытка к рассмотрению правления государей российских сквозь призму реализации этой идеи. Процесс активного формирования новой идеологии пришелся на царствование Ивана Грозного, сопровождался преобразованием Русской Церкви в Патриаршество. Вера народа в духовную непобедимость Святой Руси сформировалась в важную миссию государства: сохранение и защита православия. Для России, ставшей хранительницей Православного мира, Третий Рим превратился в своего рода общенациональный символ. По мнению историка Н. С. Чаева, концепция Третьего Рима «идеологически обосновывает и оправдывает действия правительства по созданию сильного централизованного государства; она была призвана сформировать идеологический облик Москвы».[5, 24] Таким образом, в идее, изначально наполненной эсхатологическим и духовным смыслом, постепенно стали звучать политические нотки. Иными словами, основой «русской идеи», на наш взгляд, являются следующие элементы: православие, степень влияния Церкви на государственную власть, централизация, экспансия, защита и поддержка славян, находящихся вне государственных границ России. Основываясь на данных постулатах, рассмотрим как «русская идея» находила свое воплощение во внутренней и внешней политике русских правителей, оставивших значительный след в истории государства Российского. После смерти Ивана Грозного, расправы над Борисом Годуновым, наступило Смутное время, в течение которого ни о каком развитии русской идеи говорить не приходится. А вот подробнее остановиться на периоде Земского правительства, первого и второго земского ополчения во главе с Дмитрием Михайловичем Пожарским и Кузьмой Мининым считаю просто необходимым. Именно в этот период, впервые с момента наступления Смутного времени, русская идея перешла в новый виток своего развития. Именно в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенций, она показала свою консолидирующую мощь. Ярким примером стал подъём национально-освободительного движения в 1611-1612 гг. Воины народного ополчения, освободив Москву от польских интервентов, ярко продемонстрировали сплоченность всего народа перед лицом опасности вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Приход к власти династии Романовых в лице Михаила Федоровича, а затем и патриарха Филарета ознаменовался патриотическим подъемом. Русская идея расцвела в делах государственных. Расширились границы, укрепилась централизованная власть, а о роли Церкви само за себя говорит нахождение патриарха у престола. В дальнейшем, вплоть до восшествия на престол Николая I русская идея несколько поблекла на фоне попыток новых государей европеизировать русскую культуру, заполнить ее несвойственными ей ценностями. Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий. Именно это противоречие привело к формированию на территории государства тайных обществ, апогеем деятельности которых стало восстание декабристов 1825 г. Николай I последовательно и успешно воссоздавал утраченные элементы русской идеи, твёрдо защищая самодержавие, его устои и пресекал попытки изменить существующий строй, несмотря на бушующие революции в современной ему Европе. В период правления Николая I были воссоединены с православием униаты Белоруссии и Волыни. Россия при Николае I начала проводить на Балканах политику защиты православного населения и обеспечения его религиозных и гражданских прав, вплоть до политической независимости. Именно поддержка православных христиан Османской империи и разногласия по Восточному вопросу, толкнули Россию на обострение отношений с Турцией. Николай I требовал, чтобы при дворе говорили исключительно по-русски. В течение 30 лет царствования Николая I были лишь две внутренние протестные группы - декабристы и петрашевцы, причем декабристы сформировались как протестная группа в течение царствования Александра I. По сути, формула императора «православие-самодержавие-народность»- это олицетворение сущности русской идеи об особенности развития русского государства. Возрождение интереса к глубинному переосмыслению роли России, формулированию новых идей и смыслов ярко проявило себя в полемике между славянофилами и западниками в 40-х годах XIX столетия. К славянофильству как специфическому направлению в русской философии, относятся воззрения К.С. Аксакова (1817-1860), Ю.Ф. Самарина (1819-1876), Н.Я. Данилевского (1822-1885), Н.Н. Страхова (1828-1896), К.Н. Леонтьева (1831-1891) и др. В своих философских построениях, продолжая развивать идею «Москва-Третий Рим» славянофилы тяготеют к полюсу «всеобщности», их идеи имеют всеобъемлющий масштаб. Православие трактуется ими как фундамент мировоззрения и познания, обеспечивающий возможности гармонизации всех способностей человека в едином «цельном познании»; монархия - как идеальная форма социума, предохраняющая общество и народ от политических и формально-юридических отношений (а тем более от революционного насилия). Крестьянская община выступала в их схеме как идеальный «нравственный мир», внутри которого только и возможен подлинно нравственный субъект, гармонично сочетающий личностное и коллективное начала. Они обосновали самобытность пути исторического развития России. Непосредственными продолжателями славянофильской философии в 60-70 гг. выступали почвенники. Обвиняя славянофилов в излишней оторванности от практики, они обратились к сфере интуитивно-художественного и даже иррационально-подсознательного, что особенно ярко проявляется в творчестве Ф.М. Достоевского(1821-1881) - великого русского писателя. «Русская идея» Достоевского - это воплощенная в патриотическую форму концепция всеобщей нравственности. Идеи Достоевского оказали большое влияние на формирование мировоззрения будущего императора Александра III. С юности великий князь Александр Александрович понял свое царственное призвание, свой царский и человеческий долг. Придерживался консервативно-охранительных взглядов и проводил политику контрреформ, а также русификации национальных окраин. «Александр III обладал определенной системой взглядов… Оберегать чистоту «веры отцов», незыблемость принципа самодержавия и развивать русскую народность…[1, 189] Феномен дальнейшего развития русской идеи приходится на непростое время смены парадигмы классических форм на модернистский образ мысли. Это касается не только политической обстановки, но и научно-технической сферы, философии, искусства, нуждающихся в реформации. Русская интеллигенция в лице философов и писателей решилась на разработку данной тематики с целью продемонстрировать мощь российского общества и государства, отношения между которыми во многом и определяют предмет вышеупомянутой концепции. В создании обновленной концепции «русской идеи» принимали участие великие умы русской религиозной философии и литературы. В частности, Владимир Соловьев был первым, кому выпала честь создания системы христианской философии в духе идей Киреевского и Хомякова. Он сформулировал религиозно-универсалистскую концепцию преображения русской жизни, совершенствования и углубления христианского существования нации, в основе которого разумное самоограничение, развитие общественной свободы, служение идеалам добра и справедливости. Его преемники составляют целую плеяду философов. Среди них философы-богословы - князья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, Н.Ф. Федоров, отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков, В.Ф. Эрн, Н.А. Бердяев, И.О. Лосский, С.Л. Франк, И.А. Ильин, отец Василий Зеньковский, отец Георгий Флоровский и другие. [2, 94] Катастрофа, случившаяся с Российским государством в начале XX века, вызвала ряд потрясений и в среде мыслителей, которых волновала судьба страны. Исторически сложилось так, что дальнейшее свое развитие «русская идея» получила уже в эмиграции. Особо показательно в этом отношении такое общественно-философское направление, как евразийство, возникшее в 1921 г. Его основоположнике в центре своих рассуждений рассматривали проблему отношения России к Западу и Востоку, к Европе и Азии. В основу их взглядов и размышлений были положены следующие идеи: утверждение об особом пути развития России как Евразии, формулирование общественных идеалов на основах Православия, идея культуры как симфонической личности совпадающей с понятием веры, построение идеократического государства. Утверждая идею об особой миссии России, евразийцы исходили из представлений об ее особом месторазвитии: русские люди, как и другие народы России, не только евразийцы и не только азиаты. В своих трудах они писали: «Россия представляет собою особый мир. Судьбы этого мира в важнейшем протекают отдельно от судьбы стран к Западу от нее (Европе), а также к югу и востоку от нее (Азия). Особый мир этот должно называть Евразией». [4, 168] Начало двадцатого века и последующие события стали главным историческим испытанием на прочность Русской идеи. Разработанные для европейского капиталистического общества того времени идеи коммунизма нашли свою благодатную почву в России именно благодаря особенностям русского менталитета. Долгие поиски справедливости, правды, особости, самореализации и жертвенности завершились ощущением того, что старые идеи должны смениться новой и прогрессивной парадигмой. И именно Русская идея сделала марксизм столь воспринимаемым на Руси. Потому что в основе обоих концепций находились поиски справедливости, стремления поделиться правдой с окружающими, соборность и общинность на уровне общественного сознания и универсальный смысл бытия. Естественно попытка замены многовековой основы новой сопровождалась агрессивной борьбой с конкурентом. Идеологи новой национальной идеологии сделали все, чтобы выкорчевать основы старой концепции. Неутомимая борьба с церковью, идеями самодержавия, разрушение старых принципов общинности и замена их новыми были направлены именно на это. Как известно, очередная русская идеологическая катастрофа, обусловленная, в первую очередь, внутренним кризисом идеологии, доказала искусственность новой парадигмы. И тогда мы вернулись к старым, проверенным веками постулатам. Идеи неоевразийства и нового русского патриотизма естественным эволюционным путем, через искусственные и чуждые теории вернулись на место новой идеологии новой России. Более того, разработки Ю.М. Бородая, а в дальнейшем А.Г. Дугина и других сторонников самостоятельного русского пути, постепенно стали из чисто умозрительных конструкций трансформироваться в элементы государственной идеологии, кульминацией чего явились попытки формирования Евразийского Союза. В конечном итоге их «государственное» окаймление завершил Президент России Владимир Путин, заявивший, что «У нас нет никакой, и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма…».[3, 1] Но что подразумевается под патриотизмом? При близком рассмотрении это и есть традиционные элементы Русской идеи - любовь к Отечеству, приверженность традиционным общественным ценностям, соборность, вера в Бога, служение государству, конечно же, справедливость, защита соотечественников и единая цивилизационная самобытность. Сейчас Россия находится, по сути, в начале сложного, тернистого, но, при этом, абсолютно естественного для своей сути пути поиска цивилизационной сущности, выстраивания идеологии, защиты своих ценностей, перезагрузки основ бытия, что не может не вызывать агрессивного непринятия цивилизационных, экономических, военных, культурных, религиозных конкурентов. Но другого пути у нашей страны, если она хочет сохранить себя, нет. Нам предстоят сложные, но интересные времена!

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.