ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРВЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТАХ ХРИСТИАНСКО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЮЗА ЗАПАДНОЙ ГЕРМАНИИ 1945-1947 ГГ Некрылова О.Г.

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина


Номер: 4-6
Год: 2017
Страницы: 28-30
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

Провал Веймарской республики, господство национал социализма, преследования и сопротивление, безумие тотальной войны, разрушение и поражение, оккупация и неизмеримая бедность - это испытательный горизонт и условные рамки, из которых Христианско-демократический союз вышел как новая партия современной Германии. Ни одна другая партия, которые в 1945г. возникли вновь, не позиционировала себя как «союз мысли о духовном и нравственном обновлении», и не выступала с призывом создать что-то новое с самого основания. «Демократическая сущность государства должна была строиться заново, учитывая опыт гибели Веймарской политики и захвата власти национал-социалистами, чтобы обеспечить этой новой демократии стабильное и успешное развитие», - отмечает историк ХДС Бруно Хек [3, 21]. Партийно-политическое развитие Германии, разделенной на четыре оккупационные зоны, оказалось под непосредственным влиянием разных политических и экономических факторов. В трех западных оккупационных зонах странам победительницам удалось одержать победу над национал-социалистическим движением и посредством вновь созданной политической партии - ХДС - осуществить восстановление социально-политических основ государства. Христианские представления о ценностях, идеалах немецкого гуманизма, об основах католического социального учения и евангелистской социальной этике с возвышением человеческого достоинства и личности человека в рамках социально справедливого общества, стали прочным фундаментом для нового политического начала. Это соединение христианских и демократических представлений соответствовало потребности тогдашнего времени в этической и моральной основе политики. Христианская демократия, таким образом, начала развиваться на основе своеобразного симбиоза идеологий. Людвиг Эрхард писал, что «…либерально-демократическое видение путей государственного строительства сочеталось с традициями социального католицизма…»[1, 149]. В дискуссии и ранних программных документах христианских демократов на одном из первых мест стоял вопрос об экономическом переустройстве страны, что объяснялось политической и экономической ситуацией сложившейся после капитуляции гитлеровской Германии. Главными требованиями самых широких слоев населения были: ликвидация власти монополий, национализация основных отраслей промышленности, аграрная реформа, демократический контроль профсоюзов и рабочих над производством. В «Кёльнских тезисах» содержался призыв к сплочению всего немецкого народа, к защите социальной справедливости, а также предложения по восстановлению Германии, были сформулированы основные права и социальные гарантии для всех без исключения немцев. Сюда входили свобода слова, печати, информации, совести, творчества, право на свободный труд и достойную его оплату, право собственности, независимость судов, всеобщее, равное, тайное и прямое избирательное право и т. д. «Новое народное общество должна защищать социальная справедливость и социальная любовь, которые должны связываться Богом, даровавшим свободу отдельному человеку и правом общества требовать всеобщего блага… Так мы представляем настоящий христианский социализм, который ничего общего не имеет с фальшивыми коллективистскими целями, противоречащими в основе сущности человека [3, 23]. Таким образом, в проект программы были заложены основные демократические права и свободы. Кроме этого, включение в название объединения слова «христианский», предполагало опору проекта на соответствующие ценности. Главной целью проекта объявлялась «ценность человека как личности, ответственной за себя, не только как части общества». Подчеркивая равенство всех перед законом, авторы настаивали на восстановлении правового государства. С целью окончательного предотвращения возрождения нацизма подчеркивалось: «Культурное творчество должно быть свободным от государственного принуждения. Её основой является немецкая христианская и западноевропейская традиция, всякий вид культа рас исключается» [4, 10]. В «Кёльнских тезисах» предполагалось разделение Германии на самостоятельные свободные земли, а их объединение возможно лишь в форме свободного республиканского союза. В Кёльнском проекте программы появилось понятие «христианский социализм». В других христианско-демократических документах речь шла о «социализме на основе христианской ответственности». На наш взгляд, следует обратить особое внимание на тот факт, что в рейн-вестфальской программе эти понятия отсутствовали и приняты были в связи с бедственной экономической ситуацией. В Германии в это время было около 80 % бездомных, обездоленных, вырванных с корнем из жизни граждан государства, которые образовывали социально - взрывной материал. Лидеры ХДС, доказывали, что понятие социализм надо отделить от понятия марксизм. Необходимо придать социализму новое содержание, вытекающее из христианского учения, найти третий путь между «либеральным индивидуализмом» и «социалистическим коллективизмом». Летом 1945г. имея ввиду «Кёльнскую программу» Аденауэр писал, что «хотя она не до конца разработана», но имеет «ярко выраженное социальное направление». Вместо понятий «социализм» и «социализация» Аденауэр предлагал термин «прогрессивной социальной реформы», что его мнению, могло сплотить вокруг ХДС народные массы, включая и правых социал-демократов [6, 236]. Первые шаги христианской демократии получили свое осмысление в нескольких программных заявлениях, которые имели межрегиональное значение. При всех различиях их объединяло, прежде всего, христианское мировоззрение, включая идеи антитоталитаризма и христианского социализма. Наиболее четко это выразилось в партийной программе Нехайм- Хюстена (1 марта 1946г.) « Само христианское миропонимание гарантирует право и порядок, достоинство и свободу личности, а тем самым свободу и истинную демократию, которая не может ограничиваться формой государства, а должна пронизывать жизнь каждого человека и всего немецкого народа». Эту мысль более чётко выразил К. Аденауэр в своей знаменитой речи в Кёльне 24 марта 1946г. «Демократия - это больше, чем парламентская форма правления, она является мировоззрением которое корениться в понимании достоинства, ценностей и незыблемых прав каждого человека… Мы называем себя христианскими демократами, потому что мы убеждены, что только демократия, исходящая из христианского мировоззрения, христианского естественного права, принципов христианской этики, может выполнять воспитательную функцию немецкого народа и вызвать его возрождение» [5, 40]. Христианскому мировоззрению и демократическому пониманию основ государства соответствовала оценка семьи в её значении для общественно-политической жизни Германии. Во «Франкфуртских тезисах» христианских демократов (сентябрь 1945г.) подчеркивалось: «Каждый народ ценен настолько, насколько ценна в нём семья. Государство должно это знать и согласно с этим действовать» [5, 41]. Особое место среди первых программных проектов союза занимала принятая в марте 1947 г. Аленская программа, разработанная ХДС британской зоны оккупации. Этот документ отражал широко обсуждавшиеся в то время христианские социальные идеи. Главным спорным пунктом был вопрос социализации частной собственности. Уже при выработке программы возникли противоречия по вопросу социализации. Конрад Аденауэр выступил против слишком далеко идущих планов всеобщего огосударствления и добился того, чтобы отложить решение этого вопроса на более поздний срок. Он выступал против «огосударствления ключевых отраслей индустрии», но за введение «общественного хозяйства» [2, 159]. Общественное хозяйство, по мнению Аденауэра, означало тип смешанного хозяйства, основанного на партнерстве рабочих и предпринимателей. Все это нашло отражение в Аленской программе, декларировавшей декартелизацию концернов, существование которых по техническим и социально-экономическим причинам не являлось необходимым. В программе указывается, что капиталистическая экономическая система не оправдала себя и является несправедливой в отношении жизненных интересов немецкого народа, поэтому в Германии необходимо построить такой «социальный и экономический порядок, который будет соответствовать праву и достоинству человека, служить духовному и материальному возрождению Германии и обеспечивать внутренний и внешний мир» [4, 17]. Целью всей экономики является удовлетворение потребностей народа и развитие творческих сил человека и общества. Исходным пунктом всей экономической политики является признание личности, свобода которой в экономической и политической области тесно связаны. Для этого необходимо улучшение экономического положения и обеспечение свободы отдельного человека, предотвращение концентрации экономических сил в руках отдельной личностей, обществ, частных и общественных организаций, которые могли бы причинить вред экономической и политической свободе. Таким образом, можно сделать вывод, что «Аленская экономическая и социальная программа ХДС» базировалась на «синтезе христианско-социалистической и частнособственнической совокупности идей» [2, 146]. Это не было ни маскировочным манёвром, ни «грехами юности» ХДС, а ответом на требование послевоенного времени. В заключении можно сделать вывод, что выдвигая на передний план идеи «христианского социализма», являющиеся основным социальным оружием католицизма с конца XIX в. «творцы» ХДС стремились обеспечить себе поддержку со стороны христианского населения. Ставя вопрос об основном «носителе» идеи государственности среди населения, христианские демократы исходили из послевоенной обстановки и считали, что им должна стать «общность трудящихся» всех слоев общества. Христианско-демократический союз объединил своих сторонников не столько консервативными или реформаторскими программами, сколько артикуляцией христианских принципов, мыслью о политическом и конфессиональном союзе и ясной дистанцией к национализму и социализму третьего рейха, что, возможно, являлось самым важным элементом в послевоенное время. Союз начал свой путь как народная партия - «интеграционная партия середины». Однако в условиях столь разнообразной социальной среды духовно-религиозные, политические, экономические, социальные и прочие различия и противоречия интересов внутри ХДС вынуждали его к более прагматичному стилю деятельности и в определенной мере к отказу от строгого следования христианским принципам.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.