ФОЛЬКЛОР И ЭТНОГРАФИЯ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ XVIII ВЕКА (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) Фокеев А.Л.

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского


Номер: 4-7
Год: 2017
Страницы: 52-53
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

Литературному процессу XVIII века присущи своеобразные черты этнографизма как элемента литературно-фольклорного синтеза. Литература классицизма и сентиментализма вступает в свои особые отношения с фольклором и этнографией. Принимая во внимание, что в XVIII веке фольклор и этнография ещё не слились в единую область «народознания», именно устное народное творчество, обладая этнографическими признаками как элементами бытописания, тесно соприкасается с этнографией, отражая социальный и нравственный быт народа, его философию и мировоззрение. Н.А.Добролюбов замечал, что народ в песнях выражает свои воззрения, понятия, верования, своё мировосприятие [1, 523]. Отношения классицизма и сентиментализма к фольклору определяются целым рядом факторов: идейно-эстетическими концепциями и каноническими художественными закономерностями литературных направлений; жанрово-стилистическим фактором, объективно регулирующим взаимоотношения литературы и фольклора в разных художественных системах и жанрах; особенностями соприкосновения индивидуального художественного сознания писателя с народнопоэтическими традициями, индивидуальной спецификой контактов литературы с фольклором. Как известно, в начале XVIII века шёл процесс формирования русской нации и русской национальной культуры, обусловивший обращение литературы к поэтическим богатствам народной поэзии, увлечение народной стариной. Шло освоение народных традиций. В литературе первых десятилетий, как пишут современные исследователи, можно отметить широкое проникновение русского фольклора, к нему обращаются все жанры литературы [2,88,91]. Сказки, былины, лирические песни становятся не только источниками сюжетосложения произведений и развития литературного повествования, но и предметом этнографии. Народные песни отражали крестьянский быт, социальные условия жизни, портретные детали крестьянского героя, этнографические элементы календарной и бытовой обрядовой поэзии и т.д. Фольклор как элемент бытописания соприкасался с этнографией. Во второй половине XVIII века утвердилась традиция переработок произведений устного народного творчества. В шестидесятые годы в литературе обнаруживается последовательное внимание к разнообразным проявлениям художественной жизни народа. Современные исследователи говорят о «фольклорном» направлении в литературе, называя его в то же время «народным» (ссылаясь на терминологию старого литературоведения). Зачинателями его считают М.Д.Чулкова, М.И.Попова и позднее выступившего В.А.Левшина. За ними в качестве подражателей шло большое число писателей «второго ряда». Общность литературной судьбы, социального положения, близость общественной позиции позволяют во многом рассматривать их как единую группу со своими особыми эстетическими убеждениями. К сожалению, особенности направления как литературного явления XVIII века не выявлены, специфические признаки его не раскрыты. Заслуга Чулкова, Попова, Левшина заключается в том, что они, опираясь на народное поэтическое творчество, сделали сознательные попытки использования фольклора в художественных целях. Этнографические материалы были характерны для их книг и являлись документами народоведения [2,58]. Таким образом, уже в современной характеристике истории литературы XVIII века существуют термины: «народное», «фольклорное» направление и «народоведение» (термин, идентичный «народознанию», окончательно определившемуся только в шестидесятые годы XIX века). В теории и практике писателей сложилось и проявилось своё отношение к фольклору. В их художественном творчестве могут быть выявлены также этнографические детали и черты, являющиеся атрибутами объекта изображения, зафиксированного фольклором. Связи русской литературы с народным поэтическим творчеством осознавались М.В.Ломоносовым, В.К.Тредиаковским, А.Н.Сумароковым как в их теоретических трактатах и трудах, так и проявлялись в литературной практике. В их произведениях прослеживается влияние фольклора в образной системе, поэтике, жанрах, композиции. Отмечены фольклорные мотивы в лирике Г.Державина, народные мотивы в творчестве А.Радищева, проблемы фольклоризма коснулись и сентиментализма. Теория классицизма не допускала использование фольклора в литературном произведении, но он проникал в его художественную ткань сознательно или спонтанно в зависимости от жанровой специфики произведения, являясь стилеобразующим фактором [2, 225]. Как же соотносились с поэтикой классицизма фольклорные традиции и этнографические тенденции? В произведениях писателей зафиксированы ощутимые связи с народной поэзией как на уровне внешней стилизации фольклорных форм, фольклорного декора, отдельных элементов народной лирики, так и иные формы взаимодействия фольклора и литературы, обусловленные ориентацией на народные жанры: притча, анекдот, пословица, поговорка. Фольклор является источником сюжетов, тем литературных притч (А.Сумароков). Намеренно вводятся в поэтическую ткань произведения, в его художественную структуру пословицы и поговорки, отражающие живой разговорный язык и национальный колорит (А.Кантемир, М.Ломоносов). Писатели опираются в своём творчестве и на поэтическую систему фольклора и отдельные его жанры для создания собственных жанров (А.Сумароков, В.Майков), через фольклор как предмет этнографии освещаются этнопсихологические особенности народа, раскрываются его философские воззрения и нравственные идеалы. Обращение к народной поэзии приобретает характер свободного введения фольклорного материала в произведение в качестве равноправного и естественного элемента всей художественной системы (притчи Сумарокова) [2, 172]. Особенно ярко фольклор как стилистический элемент проявляется в сатирических жанрах (в ироикомической поэме Майкова «Елисей или раздраженный Вакх»), характеризующейся близостью к устно-поэтической народной речи. В дальнейшем развитии литературного процесса представители русского Просвещения обратились к художественному познанию действительности, к важнейшим вопросам жизни России, изображению общественных, социальных, политических обстоятельств и национальных особенностей народа, его среды обитания, в том числе с её этнографическим выражением: описание материальной культуры (этнографические детали быта, описание жилища, одежды, пищи, утвари, рода занятий и т.д.) и духовной культуры (элементы народной поэзии). Процесс историко - литературного развития 1760-1770-х годов выявил также некую обращённость художественного творчества к фольклору и этнографии и сугубо индивидуальное их проявление (Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Майков, Новиков, Фонвизин, Радищев).

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.