СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В Сперанская А.Н.

Южно-Уральский государственный университет


Номер: 6-2
Год: 2017
Страницы: 44-46
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

студенчество, русская литература, социальная история, students, Russian literature, social history

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье исследуются стереотипные образы студенчества, создававшиеся отечественными писателями во второй половине XIX в. Показано, что русская художественная литература интенсивно формировала образ постоянно нуждающегося «бедного студента». Отмечается, что этот образ в целом соответствовал действительности.

Текст научной статьи

В последнее время в историографии наметилась тенденция активного использования художественной литературы как исторического источника. Советская методология признавала литературу важным художественно-эстетическим методом познания действительности наравне с научно-теоретическим и практико-эмпирическим [5, 13]. Современная историческая наука рассматривает литературу и историю как особые формы самопознания и самовыражения общества [7, 22; 8, 61; 9; 14, 92]. Литературные произведения не только ярко воспроизводят представления общества, но и активно воздействуют на общественное сознание, формируя систему исторических представлений и стереотипов. По мнению С.О. Шмидта, образы прошлого в обществе складываются в большей мере под влиянием художественных произведений, памятников литературы и искусства, а не научно-исследовательских работ специалистов, рассчитанных на узкий круг читателей [13, 40]. Объектом исследования данной работы является студенчество как корпоративная группа. В статье предполагается выявить, какие стереотипы создавала русская литература во второй половине XIX в., обращаясь к образам студенчества, и насколько они соответствовали действительности. Русские писатели второй половины XIX в. создавали свои произведения в основном в жанре реализма. Они стремилась отображать действительность максимально точно и близко к историческим реалиям, поэтому отечественная литература дает множество конкретно-исторических деталей существования студенчества: учеба, быт, настроения, межличностные связи, отношения между профессорами и студентами. Во-первых, в литературе отмечается социальная неоднородность студенчества. Сам фактор происхождения мог иметь как решающее значение для характеристики героя-студента, так и незначительное. При этом в художественных произведениях чаще изображались студенты-разночинцы. С одной стороны, это могло быть отражением реального процесса возрастания во второй половине XIX века числа студентов-разночинцев. Если в 1855 г. во всех университетах страны дворянство составляло 65%, то на протяжении последующих двух десятилетий рост числа студенчества сопровождался падением удельного веса дворянства почти на 20%, и увеличением числа студентов из среды духовенства и разночинцев[15, 70-72]. Но с другой стороны, возможно, сознательное стремление авторов сделать именно разночинца эталоном настоящего студента. Студенчество - это будущее России, и это будущее писатели связывают с представителями разных сословий, а не только дворянства. Таким образом, типичный студент, изображенный в художественном произведении - это выходец из недворянской среды. Это и герой рассказа А.П. Чехова «Тяжелые люди» Петр Ширяев и студент из рассказа «Почта» [12, 273, 394]. Герой повести Н.Г. Гарина-Михайловского Шацкий, студенты Зухин и Оперов из повести Л.Н. Толстого, Лопухин из романа Н.Г. Чернышевского [2; 10; 11]. Во-вторых, писатели уделяют внимание формированию корпоративного сообщества студентов. «Я везде чувствовал связь, соединяющую все это молодое сообщество», - отмечает Иртеньев [10, 219]. «Чувство сознания себя членом этого огромного сообщества было очень приятно» [10, 219]. Во всех произведениях герои-студенты объединяются в кружки, союзы, землячества, проводят совместные акции и мероприятия в университетах и за их стенами [2,129,195,196-201,]. Герои отчетливо осознают свою причастность к студенческому сообществу. Именно в аудитории, среди студентов «радостное чувство охватило Карташева, и он вдруг впервые ощутил какую-то тесную связь с толпой. Нет, все-таки это уже не толпа улицы, а его толпа» [2,32]. В-третьих, литература акцентирует особое внимание на описании тяжелых бытовых условий студенчества, постоянной нужды и лишений. Подробное описание жизни состоятельного студента на материалах исследуемой литературы встречается лишь у Л. Толстого. В произведениях отечественных писателей, как правило, довольно точно и подробно описывается бедственное материальное положение студентов, нехватка денег, хронические болезни. Создается художественный стереотип, что настоящий студент - это бедный студент. Автобиографическая повесть Н.Г. Гарина-Михайловского дает множество ярких деталей. Герои повести снимают самые дешевые квартиры, им постоянно не хватает денег на еду, одежду, книги. «Лекций нет, одежи нет, жрать нечего…»: рассуждает студент Ларио[2, 146]. «В доме не было ни копейки денег. Имелся только чай, сахар, да несколько папирос» [2, 165]. Чтобы раздобыть денег, они вынуждены распродавать свои вещи. В крайних случаях приходится закладывать всю свою одежду и обувь: «Нужда у них с Ларио. Его прогнали… Ларио в одном белье… Шацкий все с него продал и с себя все … сидит в салопе горничной… и больной совсем» [2, 153]. У студента Клочкова из рассказа А.П. Чехова «нет табаку, нет чаю, а сахару осталось четыре кусочка» [12, 155]. Лопухин из романа Чернышевского «Что делать?» в первые годы студенчества тоже испытывал «невыносимую нищету», периодически сидел «без чаю, иной раз без сапог» [11, 78]. Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» подробно останавливается на признаках бедственного положения Раскольникова и Разумихина: заношенная одежда, практически лохмотья, жалкая комната «шагов в шесть длиной», нехватка денег на еду и отопление [7, 32, 35, 58]. Л.Н. Толстой, описывая кампанию студентов-разночинцев, также подчеркивает, что это были «очень бедные и очень молодые люди» [10, 240]. Тяжелое материальное положение часто становится причиной исключения из университета. Из-за неуплаты за обучение был отчислен студент-юрист из рассказа В.В. Вересаева [1,116]. По этой же причине вынуждены были уйти из университета и герои романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников и Разумихин [3,59]. При этом материальное положение студентов не зависело от сословного происхождения. По данным Г.И. Щетининой в 1875 г. число студентов-дворян было чуть более 40% , а малообеспеченные студенты составляли 75 % от общей численности [15,70-72]. К числу «недостаточных» студентов относились и студенты-разночинцы, и обедневшие дворяне. Согласно исследованиям А.Е. Иванова, на рубеже XIX-XX вв. среднестатистический бюджет студента в провинции составлял около 20-30 руб., для учащихся столичных вузов нижней границей материального достатка было сумма в 40 руб. [4, 297-298]. Но студенты, даже располагавшие подобной суммой, все равно недоедали и «недопотребляли». Поэтому реплика студента-медика Клочкова, что «от батьки я получаю только двенадцать в месяц, а на эти деньги мудрено жить порядочно», указывает на действительно вопиющую нищету молодого человека [12, 155]. Так же студент Петр из рассказа А.П. Чехова «Тяжелые люди» может рассчитывать всего лишь на 15 рублей в месяц, присылаемых отцом [12, 274]. А 18 рублей, с которыми Ларио приехал в Петербург, «разошлись очень быстро» [2,58]. Примечателен диалог между Шацким и Карташевым, подсчитывающих свою наличность: «Восемьдесят семь рублей… - Четыре месяца жизни для бедного студента, - проговорил Карташев. - И один день для порядочного человека,- перебил Шацкий» [2,179]. Поэтому все малообеспеченные студенты постоянно находились в поиске дополнительных источников дохода, подрабатывая гувернерами, репетиторами, журналистами, переводчиками и т.д. Еще одним постоянным элементом студенческого образа в литературе было неумеренное употребление спиртных напитков студентами, постоянные кутежи. Действительно, по статистике эпизодически выпивали более 95% российских студентов, а регулярно, в зависимости от университета - 58-74% [4, 333]. Постоянно выпивают студенты в повести Н.Г. Гарина-Михайловского [2, 21,67,206]. Пьют и герои рассказа А.П. Чехова «Припадок» [12, 570-579]. А у героя Рубцова из рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка «студенческая привычка выпивать…, кажется, росла с каждым днем..» [6, 87]. Л. Толстой описывает кутежи как «обыкновенные студенческие удовольствия» [10, 229]. Участие в кутежах авторами не осуждается, а напротив, является проявлением сильного характера, «поэзией молодости и удальства» [10, 239]. «В последний раз мы с ним вместе «Лиссабон» разбили. Великолепная штука вышла... Вот голова! Что огня в этом человеке! Что ума…» [10, 239]. Употребление алкоголя описывается как часть студенческой повседневности без негативного контекста. Помимо сцен бурной студенческой жизни, в произведениях всех авторов мы видим и описание учебной деятельности. Мотивы, способности, отношения к учебе у героев различны. Но везде подчеркивается, что учеба - это ключ к успешному будущему. «Эта аудитория… - это источник света, знания. Он молодой, … и перед ним целая жизнь, и все, все будет в ней зависеть от того, какой фундамент успеет заложить он в эти, в сущности, короткие дни своего учения» [2, 32]. Русская литература во второй половине XIX в. часто обращается к теме студенчества, не только осмысливая феномен этой социальной группы, но и формируя определенный художественный стереотип. Активно утверждается образ «бедного студента»: всегда нуждающийся молодой человек, но не унывающий, активный, не отказывающий себе в различных удовольствиях. Эти картина в целом совпадает с воспоминаниями современников и данными исторических исследований. И хотя литература отразила действительно пестрый социальный состав студенчества и различное материальное положение, но чаще всего авторы сосредотачивали свое внимание на изображении бедного студента-разночинца. В отечественной литературе просматривается сочувственное, благожелательное отношение к студентам. Подчеркивается, что бедность - это временное состояние, жизненный этап перед прекрасным будущим. Авторы работ, рассмотренных в статье, были популярнейшими писателями своего времени. Их произведения оказывали влияние на огромную аудиторию, обсуждались и осмысливались. Поэтому, созданные ими образы студенчества укореняется в общественном сознании.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.