МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ Блохина А.А.

Башкирский государственный педагогический университет имени Акмуллы


Номер: 6-3
Год: 2017
Страницы: 40-42
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

В связи с постоянными изменениями информационной среды, характера аудитории, развитием коммуникаций и программного обеспечения меняется и визуальная коммуникация. Это обуславливает необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов в области графического дизайна, умеющих быстро ориентироваться и эффективно действовать в условиях изменяющегося информационного пространства. Современный графический дизайнер должен создавать такой продукт, который будет отвечать своим коммуникативным функциям, способен привлекать внимание аудитории и выполняет поставленные заказчиком задачи. Визуальная форма культуры постепенно становится доминирующей в современном обществе, поэтому большое значение имеет ее формирование и развитие у будущих специалистов. ««Визуальная культура» - это термин, входящий в состав понятия «культура». Данный вид культуры подразумевает способности человека к восприятию визуальных образов. Воспринимать визуальные образы - это уметь проводить над ними анализ, приводить различные интерпретации, давать оценку, сопоставлять и представлять, и, в конечном счете, брать их за основу при создании индивидуальных художественных образов. Визуальная культура включает в себя различные объекты культуры. Среди них можно назвать кино, ТВ, фотографию, «public art», концептуальное искусство, рисунок, театр, живопись, видео-арт, рекламу и рекламные ролики, web-дизайн, видеоигры, моду, граффити и т.д.[1,206] Визуальная культура - не герметическая самодостаточная сфера. Эта область культуры перманентно впитывает в себя дополнительную информацию, поступающую из различных сфер. Происхождение такой информации может быть как новым, связанным с движением вперед технического прогресса и постижением новых горизонтов человеческого познания, так и старым, пришедшим из прошлого человеческой цивилизации, введенным из неописанного ряда. Содержание профессионального художественно-педагогического образования подразумевает освоение основ педагогики и искусства по этапам. Также оно опирается на развитие общей и профессиональной культуры. Как известно, культурное развитие носит междисциплинарный характер. И важнейшей составляющей такой аккультурации можно назвать именно визуальную культуру. Это основывается на том, что освоение визуальной культуры обосновано спецификой художественно-педагогической специальности. Визуальная культура в художественно-педагогическом образовании - это неотъемлемый компонент образовательного процесса. Антропологи выделяют четыре большие группы элементов визуальной культуры: 1. Понятия. Преимущественно источник их происхождения - это язык. Понятия дают возможность упорядочить, унифицировать опыт людей (форма, цвет, вкус) 2. Отношения. Для визуальной культуры мало определить значение понятия той или иной части мира, важно выявить характер связей этих частей друг с другом - в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности. 3. Ценности. Визуальная культура подкрепляет или опровергает общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Ценности относятся к основам нравственных принципов и так или иначе лежат в основе визуальной культуры. 4. Правила. Поведение людей нуждается в регулировании в соответствии с ценностями, которые, в свою очередь, нуждаются в обосновании, хотя и могут сами являться обоснованием.[3,272] Таким образом, визуальная культура - это новое направление, которое является междисциплинарным. Возникло оно на пересечении целого ряда научных направлений: социологии, искусствознания, теории культуры и философии. Главной проблемой визуальной культуры является исследование культурной логики «визуального», «постмодернистского», «масс-медийного» поворота.[2,2] Эффективное развитие визуальной культуры у будущих графических дизайнеров может быть осуществлено только в условиях качественного установления междисциплинарных связей в педагогическом процессе. Студенты обязательно должны ознакомиться с методами, которые используются в других науках и по традиции находятся вне профессиональной предметной зоны. Помимо этого важным значением обладает изучение механизмов, по которым методы разных наук могут взаимодействовать друг с другом. Сформировать знание, выстроенное по определенной системе, и разработать интегрированные курсы невозможно без выделения и активизации следующих типов междисциплинарных связей: - ментальные опосредованные связи; - учебные междисциплинарные прямые связи; - опосредованные прикладные связи; - исследовательские междисциплинарные прямые связи. Междисциплинарные связи - это множество взаимосвязей и пересечений между темами и разделами различных дисциплин. Например, чтобы определить предметную область художественно-графических наук (как и любых наук), потребуется философское осмысление и освоение темы предметно-объектных связей через диалектику бытия и сознания, субъективного и объективного, гносеологии и онтологии. Данный аспект важен для последующего освоения дисциплин, методологически верного построения собственной научной работы (дипломной, магистерской или кандидатской диссертации). Междисциплинарные связи позволяют использовать модульный подход к формированию учебного плана. Модуль - это комплекс дисциплин образовательной программы, содержательно организованных в логической последовательности, освоение которых приводит к формированию у студента качественно нового интегративного умения - компетенции. Профессиональные компетенции - это компетенции, благодаря которым профессионал может эффективно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при выполнении профессиональных задач. Это компетенции, которые применимы в отношении определенной группы должностей. Требования к компетенциям прописаны в ВПО. ВПО - это государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, федерального уровня. Данный стандарт представляет собой комплексную норму, по которой определяется качество высшего образования по различным направлениям и уровням подготовки: бакалавр, магистр, специалист. Все высшие учебные заведения на территории Российской Федерации, реализующие основные образовательные программы (по уровням бакалавра, магистра, специалиста) и имеющие государственную аккредитацию или претендующие на ее получение, обязаны исполнять данную норму. В стандарте изложены требования к ключевым и другим компетенциям будущих дизайнеров. Это важный момент, поскольку развитие визуальной культуры осуществляется вместе с формированием профессиональных компетенций. По данным требованиям выпускник художественно-графического факультета должен: 1. Иметь представление о роли дизайнерской деятельности в обществе, а также о ее границах. Дизайнерская деятельность перманентно изменяется, поскольку в производственную и социальную сферу внедряются новые компьютерные технологии, технические достижения в области телекоммуникаций, происходит усиление воздействия СМИ на индивидуальное и массовое сознание. 2. Знать и владеть методами сбора предпроектного материала, а также его последующего оформления, фиксации существующего положения. Будущий дизайнер также обязан знать последовательность и характер операций в процессе проектирования, то есть последовательность поиска, анализа и решения. Выпускниками должны быть усвоены требования к оформлению проектного материала. 3. Уметь работать со справочной литературой, определять последовательность процесса проектирования, составлять опорные схемы, выполнять эскизные материалы, воплощать сформированную идею проекта в демонстрационных материалах, которые должны быть оформлены в соответствии с требованиями (в том числе, с использованием современных программных продуктов). В итоге, выпускник должен уметь грамотно и правильно представлять свою работу на презентации и защите. 4. Иметь навыки натурного обследования объекта (навык эмпирического уровня) и анализа ситуации (навык теоретического уровня). Выпускники должны самостоятельно составлять задания на проектирование и программы работ, в соответствии с приобретенными навыками формировать творческую концепцию и ее отображения в предварительных эскизах. Также выпускники должны обладать навыками цвето-графического решения общей экспозиции проекта, ее композиционного решения и изготовления и моделей и макетов. 5. Быть компетентным в области искусства, дизайна, архитектуры, истории культуры и традиций различных народов в соответствии с современными тенденциями. Выпускники должны быть способными ориентироваться в процессе постоянного изменения потребностей общества. Модули построены на ряде принципиальных моментов, связанных с внутренней логикой учебного процесса и подробным структурированием учебного плана. В числе таких моментов можно назвать основные: - нельзя приступать к изучению дисциплины «б», не изучив дисциплину «а», если дисциплина «а» является базой для дисциплины «б» (например, нельзя изучать типографику, не изучив композицию), - каждая дисциплина изучается в непрерывный промежуток времени, - общая продолжительность обучения, аудиторная нагрузка студента и общее количество дисциплин, изучаемых в течение календарного года, не должно превышать норм ГОСа. Таким образом, модульная система, организованная в рамках педагогического процесса, носящего междисциплинарный характер, способствует формированию и развитию визуальной культуры у будущих графических дизайнеров. Она ориентирована на решение профессиональных задач: 1) развитие у студентов фантазии, воображения, ассоциативного, образного, пространственного и креативного мышления; 2) формирование у будущих дизайнеров стремления к профессиональному самоопределению; 3) формирование и развитие у студентов ЗУН исследовательской деятельности; 4) формирование стремления студентов к использованию компьютерных технологий для разработки и подачи дизайнерской идеи; 5) формирование стремления студентов к новизне и оригинальности в принятии решения; 6) развитие у будущих дизайнеров готовности к самообразованию. Все задачи решаются в процессе обучения графическому дизайну с помощью изучения теоретической основы и развернутого анализа явлений современной культуры, науки и искусства, а также практических методов и методик принятия решений в различных дизайнерских ситуациях. При этом эффективное решение данных задач возможно только при условии формирования и развития визуальной культуры будущих графических дизайнеров, которое достигается в процессе междисциплинарного обучения.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.