НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА ВУЗА К РАБОТЕ С ПЕВЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ Шастина Т.В.

Санкт-Петербургский государственный институт культуры


Номер: 8-1
Год: 2017
Страницы: 105-107
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

этновокальное образование, фольклор, народное пение, певческий коллектив

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Продолжая традиции фольклорного пения, применяя методы и способы народной вокальной педагогики, сегодня можно решать вопросы этнокультурного воспитания разных категорий современного общества благодаря современному этновокальному обучению студентов вуза культуры.

Текст научной статьи

В современном обществе все больше осознается ценность и значимость народной певческой культуры, необходимость применения методов и способов народной педагогики в образовательном процессе. Сложившаяся система высшего народно-певческого образования, история которого исчисляется с середины 60-х прошлого века, сегодня призвана решать вопросы подготовки преподавателей, руководителей народных певческих коллективов, способных реализовать этновокальное обучение всех категорий населения, решать вопросы приобщения молодого поколения к подлинному народному музыкальному искусству, формировать этнокультурные интересы. Одним из значимых учебных и научно-методических центров России является кафедра русского народного песенного искусства Санкт-Петербургского государственного института культуры, которая еще в прошлом веке стояла у истоков создания Петербургской школы народного пения, и по сей день активно ее развивает. Осуществляя на современном уровне подготовку преподавателей народного пения, художественных руководителей народных певческих коллективов, кафедра гордится своими выпускниками, которые эффективно реализуют нашу технологию этнопевческого воспитания. В аспекте заявленной темы рассмотрим некоторые вопросы профессиональной подготовки бакалавра к вокально-педагогической работе с певческим коллективом. Обучение автор данной статьи ведет в рамках учебных дисциплин: «Хоровой класс», «Ансамблевое пение», «Фольклорный ансамбль». Наша педагогическая технология [1-4] основана на развивающем лично-ориентированном обучении с использованием его интенсификации. Применяются разные образовательные технологии. Это - практическое занятие, сопровождаемое демонстрацией видео-, аудиоматериалов с элементами дискуссии; практическое занятие, на котором формируется специальная педагогическая среда, в которой создаются разные обучающие ситуации и создаются условия для освоения методами и способами вокальной работы, формирования этнопевческого поведения и этнопевческой культуры; моделирование - создание ситуации, в которой студент выступает в качестве руководителя: самостоятельно подбирает комплекс упражнений для распевания хора и обосновывает его дидактическое значение; подбирает произведения для разучивания и работы с хором, делает их аннотацию, расшифровку (в случае, если выбрано произведение этнографическое) и партитуру; демонстрационное обучение - аудио-, видео-показ, исполнение преподавателем упражнения или фрагмента произведения, показ приемов народного пения с последующим анализированием и повтором студентом на основе индивидуального подхода принципа и природосообразности; разработка плана урока, презентация программы концерта. Обучение строится на основе объективного освещения основных проблем учебной дисциплины и выработки умений и навыков профессиональной деятельности. Задачами освоения учебной дисциплины являются: обучающие, развивающие, воспитательные. Первые включают не только обучение основным навыкам и приемам вокально-педагогической работы в хоровом коллективе, но и формирование профессиональных знаний, умений и навыков. Одна из главных задач - развитие таких профессиональных качеств, как певческая культура, умение руководить, учить и управлять, слушать и сопереживать. Высокий уровень сформированности вышеуказанных свойств позволяет студенту овладеть методами и способами хормейстерской работы, получить глубокие знания в области народного хорового искусства и народной традиционной певческой культуры, фольклора, а также адаптировать к конкретным сценическим условиям аутентичные образцы локальных певческих традиций. Развивающие задачи профессиональной подготовки заключаются в развитии образного и этномузыкального мышления студента вуза, его творческих способностей; в формировании художественного вкуса и разнообразных свойств личности, способной к педагогической и творческой деятельности. Воспитательные задачи подразумевают формирование умения самостоятельной работы, свойств и качеств художественного руководителя певческого коллектива, культуры народного пения и устойчивого интереса к народным традициям. Важно - воспитание понимания студентом ценности народного традиционного искусства, гуманистических нравственных норм жизни и поведения, а также осознания многообразия и вариативности форм и методов вокальной работы в творческом коллективе. Важными в обучении являются практические занятия, которым в образовательных программах вуза уделяется большое внимание и отводится значительное время. В качестве примера приведем учебную дисциплину «Хоровой класс». Занятия осуществляются на протяжении 5 семестров. Практическая работа строится по следующим направлениям: 1) вокально-техническая работа в певческом коллективе; 2) работа со словесным текстом произведения; 3) методы освоения разных типов многоголосия; 4) освоение произведений локальных певческих традиций; 5) особенности работы с авторскими произведениями. Все разделы включены в освоение учебной дисциплины параллельно с 1 по 5 семестры. Но, два последних - реализуются модульно. Такой подход связан со стилистическими различиями диалектного и наддиалектного народного пения. В первом разделе осваиваются методы формирования культуры народного пения, а также способы освоения технологии народного пения. Формируются певческая установка, певческое дыхание, четкая и ясная дикция, многообразие динамики. Вокальная работа ведется на основе принципов природосообразности звукообразования и разнообразия приемов звуковедения. Кроме освоения вокальной техники, студенты получают знания принципов и способов составления комплекса упражнений для настройки и развития певческого голоса, певческого коллектива, освоения основных вокально-технических навыков и специфических приемов народного пения, выстраивания интонационного, ритмического, темпового и т.д. ансамбля; методов разучивания и освоения произведений репертуара, развитие умения импровизации, варьирования. Второй раздел включает работу со студентами по освоению понятия смысловой интонации словесного текста. Большое внимание уделяется освоению говора и диалектных особенностей конкретной локальной традиции, а также общим вокальным навыкам, таким, как четкости, ясности, скорости и ритмичности произнесения вокального слова. В профессиональной подготовке хормейстера необходимо такое направление, как методика обучения разным типам многоголосия, характерным для исполнения авторских произведений. Особое внимание уделяется специфике пения а’capella. В освоении произведений локальных певческих традиций, важна педагогическая технология усвоения приемов фольклорного пения. Мы разработали методы обучения на основе глубокого изучения особенностей фольклорного исполнительства разных локальных традиций, определили этапы освоения произведений локальных певческих традиций, а также выявили, что овладение произведением устной традиции возможно благодаря пониманию и владению приемами импровизации и варьирования. Раздел - работа с авторскими произведениями, включает обучение студентов исполнению и работе с произведениями на основе «литературного языка», специально созданных для народного хора, а также адаптированных к народной манере пения. В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать: песенный фольклор и авторские произведения для народно-певческих коллективов, хоровые произведения разных стилей и направлений; основы народно-певческого исполнительства различных исторических и региональных стилей, классификацию певческих голосов и их тесситурные возможности, диапазон, степень подвижности и выразительности, регистровые особенности, специфику русского народного многоголосия. Знания методологических подходов к историко-теоретическим исследованиям в сфере народного песенного искусства и этнопевческой культуры, современных проблем развития народного этновокального искусства и основных закономерностей развития народного пения в контексте мирового культурного процесса, философских аспектов познания закономерностей научного и художественного творчества позволят выпускнику формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской, педагогической, музыкально-просветительской деятельности, выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования, обрабатывать полученные результаты. Понимание будущим педагогом динамики развития личности в результате воздействия разных форм и видов этновокального образования, обучения и воспитания создаст условия для правильного выбора молодым руководителем исполнительских приемов хорового пения, применения особенностей и различий локальных певческих стилей в конкретном коллективе. Знания особенностей работы с певческим коллективом, цели, задач, основных принципов и методов вокального воспитания участников хорового коллектива, принципов и способов подбора репертуара и способов этновокального воспитания средствами традиционной певческой культуры позволят раскрыть воспитательный потенциал идактические возможности народной традиционной певческой культуры и особенностей освоения диалектного пения. Педагогические идеи адаптации методов вокальной этнопедагогики в системе современного музыкального образования способствуют разработке руководителем концепции вокального воспитания в вокальном коллективе. В обучении применяем новейшие положения музыкальной педагогики и психологии, вокальной педагогики и этнопедагогики. Интенсификация обучения позволяет при неизменной продолжительности обучения передать больший объем учебной информации обучаемым без снижения требований к качеству знаний. Внедрение научно обоснованных методов руководства познавательным процессом студентов способствует мобилизации творческого потенциала личности. Процесс обучения в хоровом классе строим в соответствии с особенностями и закономерностями психической деятельности певца, т.к. управление певческой деятельностью повышает уровень ее эффективности в учебном процессе, его результативность. Большое внимание уделяем анализированию репертуара, способам и источникам его формирования. Студентам поясняется, что в народном пении основными источниками формирования репертуара являются: разнохарактерные и разножанровые произведения, песни аутентичного искусства, записанные в фольклорно-этнографических экспедициях и расшифрованные педагогом совместно с учениками; опубликованные произведения аутентичного музыкального искусства; аранжировки подлинных музыкальных произведений, выполненные руководителем коллектива; аутентичные словесные тексты музыкальных произведений «распетые» певцами хора; обработки, авторские произведения, созданные для хорового коллектива. Таким образом, продолжая традиции фольклорного пения, применяя методы и способы народной вокальной педагогики и строя современное вокальное обучение на основе ее принципов, а также создавая педагогические условия, способствующие эффективному развитию личностных качеств и формированию профессиональных свойств студента, можно решать вопросы этнокультурного воспитания разных категорий современного общества.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.