КЛЯТВА И УСЛОВИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ КАК МЕТОД ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ КЛЯТВЫ ЮНАРМЕЙЦА) Ибрагимова А.Р.

Федеральное агентство по делам молодежи


Номер: 1-1
Год: 2018
Страницы: 36-40
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

клятва, реализация клятвы, ЮНАРМИЯ, детско-юношеское военно-патриотическое движение, патриотическое воспитание, Oath, the implementation of the oath, yunarmy, youth military-Patriotic movement, patriotic education

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье клятва рассматривается как программный документ, выполнение которого требует наличия условий для реализации клятвы лицом, дающим клятву. Предлагается система мер, которые могут способствовать формированию этих условий. Объектом анализа является текст клятвы, приносимой участниками Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического движения «ЮНАРМИЯ».

Текст научной статьи

В 2016 году начало свою работу Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое движение «ЮНАРМИЯ» (далее - Движение, ЮНАРМИЯ). ЮНАРМИЯ не только стремительно развивалась в зону притяжения молодых, но и эффективно доказывала право быть новой организационной формой патриотического воспитания граждан. Еще в мае 2016 года в Ярославской области в рамках пилотного проекта по созданию и развитию Движения в юнармейцы вступили первые 104 школьника [1], а в августе этого же года, когда Движение получило свидетельство о регистрации, в рядах Движения было 12 тысяч юнармейцев [2]. Сегодня к ЮНАРМИИ присоединяются не только «неорганизованные» молодые люди, но и те, что уже определились в выборе военно-профессиональной сферы. Например, дают клятву юнармейца и вступают в Движение воспитанники кадетских, нахимовских, суворовских образовательных организаций и классов, т.е. те, чей выбор также был закреплен клятвой (обещанием) соответственно кадета, нахимовца, суворовца. В ЮНАРМИЮ активно вступают воспитанники военно-патриотических клубов. Деятельность многих военно-патриотических клубов и кружков (объединений) имеет профориентационную направленность [4]. Например, на специальности Пограничных, Воздушно-Десантных Войск, Военно-Морского Флота и др. («Юный десантник», «Юный пограничник», «Юный разведчик», «Юный спасатель». «Юный моряк» и др.). Тем не менее, содержание феномена юнармейства пока не стало ни научным, ни информационным поводом для изучения специалистами. С одной стороны, прорывной характер возникновения Движения опередил интерес к нему аналитиков социальных процессов. С другой - было анонсировано возникновение Движения по инициативе Министерства обороны Российской Федерации [5]. Само Движение также пока медленно обобщает практику своего развития. Поэтому помимо новостных сообщений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» практически единственными источниками для анализа работы Движения являются его Устав и текст клятвы юнармейца. Хроника ЮНАРМИИ дает немало примеров принесения участниками клятвы. Однако, в учредительные и распорядительные документы Движения текст клятвы юнармейца не включен, не описана процедура ее принесения. Поэтому наблюдается многообразие практик использования и трактовок клятвы юнармейца. Данная статья - рассуждение о содержании клятвы юнармейца и ее организационной роли в развитии Движения. Автор исходит из следующих заключений: - выбор отдельным гражданином Российской Федерации ЮНАРМИИ есть форма реализации им права на личную гражданскую позицию и форму ее выражения; - клятва имеет взаимно обязывающий характер: Движение должно создавать условия для реализации данной клятвы, разработать систему преференций для своих участников, а участники Движения должны осознавать свою личную ответственность за реализацию клятвы. Для целей статьи как основной рассматривается текст клятвы, доступный на сайте Движения. Она произносится следующими словами: «Я, вступая в ряды "Юнармии", перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: Всегда быть верным своему Отечеству и юнармейскому братству, соблюдать устав "Юнармии", быть честным юнармейцем. Следовать традициям доблести, отваги и товарищеской взаимовыручки. Всегда быть защитником слабых, преодолевать все преграды в борьбе за правду и справедливость. Стремиться к победам в учебе и спорте, вести здоровый образ жизни, готовить себя к служению и созиданию на благо Отечества. Чтить память героев, сражавшихся за свободу и независимость нашей Родины, быть патриотом и достойным гражданином России. С честью и гордостью нести высокое звание юнармейца» [6]. Однако, приведенный текст не поименован как клятва. Заключение делается на основании слов «торжественно клянусь». На сайте Министерства обороны Российской Федерации, по инициативе которого создано Движение, текст называется «клятва». Однако содержательно это лишь часть вышеназванного текста [7]. Региональные и местные отделения Движения практикуют включение клятвы в собственные Положения о юнармейском отряде. Их анализ также дает факты разночтений текста клятвы. Например, есть отряды, где юнармейцы не клянутся, а обещают; из текста исключен важнейший атрибут клятвы - указание на то, перед кем дается клятва и др. [8]. В большинстве же Положений о юнармейских отрядах вопрос принесения клятвы не отражен. Содержательный анализ текста клятвы юнармейца позволяет сделать следующие наблюдения. Клятва указывает на тех, перед кем она дается - «перед лицом своих товарищей», т.е. определен социум, вместе с которым клянущийся намерен делать общее дело, чьи ценности он принимает и будет защищать как свои. Определена роль нового социума в жизни клянущегося. Он становится частью «юнармейского братства», которое, как полагает автор статьи, является больше чувством и образом поведения. Клятва самый эффективный транслятор ценностей Движения. Ценности в клятве чрезвычайно важны, так как показывают какие способы достижения целей для Движения являются приоритетными. В их числе - быть верным Отечеству; следовать традициям доблести, отваги и товарищеской взаимовыручки; уважать память героев, сражаться за свободу и независимость нашей Родины; готовить себя к служению и созиданию на благо Отечества. Клянущийся понимает, что несет эту ответственность постоянно, по крайней мере все время пока находится в рядах Движения. Клятва является мотиватором поведения для юнармейца. Например, обязывает к ведению здорового образа жизни, подготовке к служению и созиданию на благо Отечества. В совокупности с символикой Движения (эмблемой, флагом, формой одежды) клятва способствует оформлению собирательного образа юнармейца - честный, защитник слабых, патриот, достойный гражданин. Таким образом, принесение клятвы выступает важным инструментом согласования лично с каждым участником совместных действий по достижению целей и выполнению задач Движения. Учитывая, что принесение клятвы для участника Движения не обязанность, а скорее ритуал, ее основной эффект в осознании клянущимся присоединения к некой социальной общности и принятия на себя ответственности за реализацию клятвы. Признание этого факта требует от организаторов и участников Движения определения статуса клятвы, обеспечение методического сопровождения ее принятия. Особого внимания требует создание условий для реализации клятвы. Таковыми видятся: Нормативно-правовые и распорядительные решения. Статус клятвы целесообразно определить. Клятва может быть обязательной, добровольной, символической, ритуальной и др. Слова клятвы и процедура ее дачи могут быть включены в Устав Движения как объекты самостоятельного регулирования. Однако, в этом случае процесс становится жестко регламентированным, его изменение и дополнение возможно только через внесение изменений в Устав. Чтобы сохранить гибкость процедуры клятвы для различных ситуаций, можно ограничиться указанием в Уставе на назначение клятвы и описанием ее общего содержания. Сам же текст клятвы может быть утвержден распорядительным актом Главного штаба Движения; Методические решения. Текст должен быть поименован как клятва. Также необходимо исключить домысливание и выработать общепринятую для целей Движения трактовку положений клятвы. Каждому участнику (кандидату в участники) должно быть понятно какие компетенции и личные качества требуются для выполнения, например, обязательства быть верным своему Отечеству; в чем выражается юнармейское братство; как, кем и чем определяется (измеряется, констатируется) честность юнармейца; что такое традиции доблести и отваги, в чем проявляется следование им юнармейцем т.д. Для этого необходимо методическое обобщение практической деятельности Движения. В ряду требующих предварительной методической проработки также стоит и вопрос о том, в чем проявляется несоблюдение участником клятвы и об ответственности за ее несоблюдение. Она может быть моральная, дисциплинарная, правовая и др.; Процедурные решения. Эффект принесения клятвы можно усилить за счет введения единых для Движения стандартов дачи клятвы, в том числе определения круга принимающих клятву и присутствующих лиц, атрибутов торжественности процесса и др. Отдельного решения требует вопрос о времени принесения клятвы. Как показывает практика, клятва может приноситься одновременно с приемом в Движение (например, положение о юнармейском отряде «Звездный десант», Самарская область, городской округ Тольятти) [9], после приема в участники Движения (например, положение о юнармейском отряде Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» в Республике Коми) [10]. Имеет право на применение и метод, когда изучение клятвы и ее принятие предшествуют вступлению в Движение; Просветительские мероприятия. Движением принят план работы на юнармейский 2016-2017 год. Однако, в нем нет мероприятий по разбору и изучению участниками содержания клятвы юнармейца [11]. Следовательно, добиваться понимания того, что прием в участники есть в том числе, выражение Движением доверия к новому участнику предстояло через усиление просветительской функции культурно-спортивных, образовательных и иных мероприятий, проводимых Движением; Проектно-программные решения. Их влияние на реализацию клятвы определяющее. Движение планирует реализовать комплекс программ и проектов духовно-нравственного, интеллектуального, социального, физического и спортивного развития молодежи. Безусловно, они создадут материальную, организационную, финансовую, информационную, культурно-образовательную основу для реализации юнармейцами данной клятвы, будут демонстрировать участникам предоставляемые Движением социальные возможности, формировать понимание того, где будут востребованы личные качества участника Движения и др. Выводы. Клятва чаще всего воспринимается и используется как зрелищная и мощная по эмоциональному воздействию часть ритуала. Но будучи произнесённой, она должна быть реализована. Весь путь, который в организации проходит давший клятву, должен пониматься и ощущаться им как реализация данной клятвы. Инициаторы клятвы должны еще до ее принесения доказать клянущемуся, что располагают или понимают, как совместными стараниями создать условия, чтобы клятва, а, следовательно, и личные цели, ожидания клянущегося были реализованы. Организация-инициатор клятвы должна также иметь внутреннюю систему контроля и оценки качества выполнения клятвы. Клятва не должна быть далекой целью, она должна быть концентрированным выражением смысла повседневной деятельности.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.